 |
06.11.13
"Плохого танцора" бюджет не спасет
Акция Участники очередной, четвертой, встречи-обсуждения доклада «Воронежский пульс» обменялись мнениями о весьма пестром спектре тем. От спорта до фотографии, от искусства в общественных пространствах областного центра до фестивалей. В роли модератора дискуссии в Доме актера выступил худрук Камерного театра Михаил Бычков
Виталий Черников
Автор главы "Академическое изобразительное искусство" Тамара Дьякова призвала собравшихся высказывать не только некие "эмоциональные реакции по поводу тех или иных частей доклада, а формулировать основные положения, которые обязательно должны быть включены" в его окончательную версию. - У Воронежа своя давняя и очень красивая история развития изобразительного искусства. Мы можем гордиться и именами, и школами. Без этого фундамента, этой стартовой площадки нам невозможно двигаться дальше. Часто от разных людей я слышала суждение о том, что наш доклад якобы направлен на продвижение неакадемического изобразительного искусства и даже попытку подвергнуть забвению искусство академическое как якобы "устаревшее". Абсолютно неверная точка зрения! Более того, академическое искусство и то, которое называют ныне "актуальным" - тяготеющее к эксперименту, поиску новой форме - они вообще не должны вступать в какие-то конфликтные отношения! По мнению эксперта, гораздо важнее "академичности" или "неакадемичности" - качественное ли искусство создается и выставляется. Значительная часть главы оказалась посвящена Воронежскому областному художественному музею имени И.Н.Крамского. По словам Тамары Дьяковой, "здесь проходят разнообразные выставки высочайшего уровня, причем на двух-трех площадках. Следует отметить сотрудничество с другими музеями и выставочными центрами, а также частными коллекциями. Научная работа, которая ведется сотрудниками, - это то, чем не во всех городах страны могут похвастаться". Однако почему-то когда в Воронеже открывается выставка, зал полон, а после жизнь в нем, как правило, затухает. "Думаю, это связана с тем, что любая выставка должна быть ориентирована на конкретную аудиторию. Нужно очень четко понимать, для кого мы это делаем. Тогда будем понимать и как с этой аудиторией в дальнейшем взаимодействовать". Привлечению людей в выставочные залы должно способствовать и обретение новых партнеров – например, в музыкальной среде. Когда-то, помнится, в музее имени И.Н.Крамского труппа оперного театра показала спектакль - почему-то это начинание не получило продолжения. Прозвучала и такая идея: почему бы не открыть в музее небольшой магазин специализированной литературы? Дьякова отметила, что почти не коснулась в своей главе деятельности Союза художников. - Некоторые говорят, что это рудимент советской эпохи, который должен быть уничтожен. Абсолютно неправильная позиция! Когда мы ищем собственный вариант культурного развития города и области, нужно учитывать любой опыт. Союз художников и в СССР выполнял не только идеологическую работу, он занимался социальной защитой художников, которые сейчас во многих вопросах оказались ограничены. - Я не поняла, почему глава называется "Академическое искусство", а рассказывает главным образом о выставочной деятельности, - призналась руководитель Департамента культуры и архивного дела Воронежской области Елена Ищенко. - Есть два предложения: или переименовать главу, или расширить структуру, - поделился своим мнением режиссер Михаил Бычков, выступавший в роли модератора встречи. - Не может все, что касается Союза художников, быть только в разделе об истории изобразительного искусства! Участники художественного процесса должны быть каким-то образом представлены. Творческий союз - обязательно. Если есть какие-то другие объединения - и о них надо рассказать, как в главе о фотографах, где перечислены все виды их деятельности. Художественное училище, замечательные галереи, работающие в других городах области, - наверное, и про них надо написать. По мнению директора артгруппы "Квадрат" Дмитрия Большакова, следовало бы рассказать и о работе, которая ведется в стенах ВГПУ, и о воронежских студиях. Необходим более развернутый рассказ о выставочных залах: - В некоторых, чтобы выжить, вынуждены проводить выставки шуб. Почему они не могут по-другому выжить? Как им помочь? "Выводы интересные, но нужно, чтобы они имели аргументацию в самой главе", - так оценивает Большаков главы как об академическом, так и о неакадемическом изобразительном искусстве. Последняя, кстати, самая короткая в докладе: одна из деталей, благодаря которым интернет-истерики, что авторы "Пульса" якобы уделяют чрезмерное внимание авангардному искусству в ущерб некоей "традиции", звучат крайне курьезно. - Как обстоит дело с современным искусством в нашем городе? - размышлял Михаил Бычков. - Людям создаются условия, за каждый проект хватаются и поднимают его на щит… Но творческих идей мало. Открылся Центр современного искусства, но стоит, по большей части, закрытый. Не фонтанируют идеями люди! Конечно, они и не обязаны фонтанировать. Но и не должны приватизировать эту стезю. Есть несколько человек, которые, как считается, "закрывают" у нас тему актуального искусства. Пять фамилий - и на этом все заканчивается. Верю, что они талантливые люди. Вопрос в другом: можно ли сделать, чтобы в этой сфере возникла конкуренция? - Академическое искусство включает в себя и систему образования, и музейную работу, - возразил скульптор Сергей Горшков. - Немало средств из федерального бюджета выделяется на то, чтобы все это существовало... И слава Богу, конечно. Но и департамент культуры, и Союз художников, продвигающие академическое искусство, - это огромный маховик с советских времен! С подобным мнением готовы были спорить многие, в том числе и модератор Михаил Бычков: - В каком виде члены Союза художников получают государственные деньги? Имеют некие скидки на квадратные метры мастерской? Я - член Союза театральных деятелей - и что, мне как режиссеру легче ставить Гоголя, чем моему коллеге - нечлену СТД, который ставит Павла Пряжко или Ваню Вырыпаева? Ничего подобного! Если он "плохой танцор", то ему, наверное, удобно говорить, что я все захватил и пользуюсь бюджетными деньгами. Ничего эти люди, художники, которые пытаются сохранить традиции русского реалистического искусства, от государства не получают! Тесно связана с этими главами и глава об искусстве в общественном пространстве. "Искусство в городе - важный инструмент формирования образа города, его идентичности, - говорится в ней.- Находясь в открытом пространстве, художественные объекты становятся городскими достопримечательностями, публично артикулируемыми городскими ценностями, создают общие воспоминания для разных поколений..." Всегда ли их внедрение в городскую среду органично? Почему у нас, по сути, нет публичных пространств, адресованных молодежи? Эти и другие вопросы предстояло обсудить. - Куда ведем иностранных гостей? К Белому Биму, к Андрею Платонову... - поделилась впечатлениями доцент кафедры этномузыкологии ВГАИ Александра Самотягина. - Я с участниками Платоновского фестиваля, английскими актерами гулял по Воронежу, - вспоминал модератор. - Знаете, какой монумент их привлек, произвел на них впечатление? Памятник героям Великой Отечественной на площади Победы! Если в центре Воронежа скульптур немало, то в других районах с любым искусством дела обстоят хуже (особенно на левом берегу). Вновь прозвучала идея создания в Воронеже парка скульптур - например, в сквере между облдумой и Выставочным залом. Впрочем, уже готовые памятники Самуилу Маршаку, Ивану Поддубному и другим выдающимся землякам могли бы разместиться и в Северном районе, у торгового центра "Арена".
Галина Сысоева предложила усилить в докладе "линию гордости за нашу культуру". Фото Михаила Квасова
Главу о фестивалях многие участники разговора раскритиковали, причем с разных позиций (хотя кто-то из выступавших и отметил ценность ряда наблюдений). Одно из основных замечаний - нет разделения фестивалей профессионального искусства и самодеятельного. Мало уделено места работе Единого фестивального комитета Воронежа, представители которого не согласны с тем, что эта организация является "худсоветом": "У нас нет задачи отсеивать фестивали. Мы никому не отказали, и все фестивали, которые рождаются, имеют право на жизнь". - Сейчас, когда гастрольная деятельность филармонии практически сведена к нулю, остро не хватает профессиональных фестивалей в районах области, - считает профессор академии искусств Галина Сысоева. - Мне кажется, можно проводить их в каких-то районах областными силами. Что касается фестивалей любительских, то чем больше будет людей вовлечено в качестве участников или слушателей, тем лучше. К сожалению, все фестивальное движение у нас мало рекламируется. В основном работает "сарафанное радио".
Источник: газета "Воронежская неделя" N 45 (2134), 06.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|