4 ноября – День народного единства
Вернисаж | Накануне Дня народного единства сразу в двух воронежских выставочных залах открылась Восьмая всероссийская выставка плаката
«Россия между прошлым и будущим» - таково название этой совместной акции Союза художников России, его воронежского отделения и Правительства Воронежской области.
Возможность увидеть ретроспективу отечественных плакатов, созданных на протяжении века с лишним (самый ранний из экспонатов датирован 1901 годом), иначе как уникальной не назовешь. Организаторы привезли в Воронеж около четырехсот работ, созданных художниками Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Белгорода. В зале на Кирова экспонатов уместилось, конечно, побольше, но для того чтобы лучше понять путь, пройденный в России этим видом искусства, нужно, конечно, заглянуть и в Выставочный зал на Пушкинской.
Да и путь, пройденный самой Россией за последнюю сотню лет, эти четыреста плакатов иллюстрируют адекватно. Вот вам индустриализация, вот Великая Отечественная война, вот первый человек в космосе. Вот перестройка, связанные с ней надежды и разочарования. Социализм с человеческим лицом. Социализм с рябым рылом душегуба. Капитализм без лица. Век двадцать первый: наши дни, где от олимпийского огня до строя омоновцев с дубинками - пара шагов. И рядом - афиши к спектаклям и фильмам. "Небесный тихоход" вступает в диалог со "Сталкером", "Подранки" наблюдают за "Скромным обаянием буржуазии". Именно в этой сфере те, кто брезговали идеологическими битвами, находили возможность для творческого поиска. Например, воскрешающий, иллюстрируя Дмитрия Шостаковича, эстетику 1920-х (но вовсе не в ущерб собственной самобытности) Олег Савостюк.
На выставке отечественного плаката. Фото Михаила Квасова
Один из самых старых плакатов сразу замечаешь, входя на выставку, он называется "Пирамида власти", его автор - Николай Лохов. Иные российские художники и в 1901-м все понимали о тех, кто расположился на ее вершине. Хотя адекватно высказаться на эту тему впоследствии не имели возможности на протяжении десятилетий. Ее актуальность лишь возрастет в праздничные дни, когда гламурные телеведущие будут с особенным надрывом учить нас, как правильно любить Родину. У их предшественников в сфере пропаганды и агитации это получалось хотя бы талантливо. И все-таки человечнее.
По словам руководителя Департамента культуры и архивного дела Воронежской области Елены Ищенко, выставка "Россия между прошлым и будущим" рассказывает в том числе и о "колоссальных цивилизационных сломах", которые довелось пережить стране в двадцатом веке. Поможет ли прогулка среди плакатов понять, что ждет нас в двадцать первом?
Почему-то в последнюю очередь обращаешь внимание на идеологическую составляющую значительной части представленных в зале работ. И не только потому, что иные из плакатов даже самых страшных лет России давно стали частью поп-культуры, как это произошло с портретом Че Гевары: то, из-за чего проливалась кровь, стало даже не тремя строчками в учебнике, а торговой маркой. Но тут ощущается что-то другое.
Например, замечаешь, что с плакатом про очередного партийного вождя связаны детские воспоминания. Похожий висел у нас в школе, а вон тот - на улице, неподалеку от автобусной остановки, я не раз проезжал мимо. И вот, годы спустя, то время передает привет нынешнему. И много ли изменилось вокруг с тех пор? Ну, кроме того, что на месте плаката "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи" теперь - реклама скидок в супермаркете.
А.Чеботарев (Москва). "Мечта ковбоя", 2008 г.
В той части выставки, что посвящена первым годам Советской власти и Гражданской войне, плакаты белых и красных расположены рядом. Творчество проигравшей стороны, разумеется, оказалось практически забыто, имена ее художников, как правило, неизвестны (а на стороне победивших были Маяковский, Лисицкий, Моор). Что ж, на выставке "Россия между прошлым и будущем" произошло примирение хотя бы между их творениями.
Поиски нового языка, новой эстетики - то, чем отечественные плакатисты занимались во все времена. С середины 1980-х заметнее стал отклик на актуальные социальные проблемы. И ощутимее - связь с искусственно прерванной традицией авангарда первых послереволюционных лет. На выставке эти переклички с футуристами, конструктивистами, супрематистами очень заметны, ведь работы предтеч рядом висят. В чем-то, наверное, символично: произошло это именно в то время, когда Советская власть дышала на ладан.
О плакате начала этого века мы до открытия выставки знали мало. И в наши дни художники не избегают злободневности, откликаясь на происходящее в стране. Кто с болью, кто с сарказмом. Но все-таки и с надеждой.
Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N 163 (26185), 02.11.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013