 |
26.10.13
"Бесприданница" на "социалистических полях"
Поиски и находки | О работавшем в зерносовхозе «Воробьевский» театре слышал даже Осип Мандельштам
Виталий ЧЕРНИКОВ Воробьевский район
О том, что в Воробьевском районе Воронежской области когда-то был театр, мне рассказал ныне покойный Владимир Мальшин, директор Борисоглебского драматического театра имени Н.Г.Чернышевского. Отсчет официальной истории коллектива начался именно с переезда той труппы, собранной Павлом Трапезниковым, в Борисоглебск в 1937 году. Знал Мальшин немногое. По его словам, в зерносовхозе "Воробьевский" актеры вместе с антрепренером, будущим директором Б.М.Тамаровым, оказались по приглашению начальника местного политотдела В.И.Иванова. - А потом Иванов исчез! – вот и все, что мог к этому добавить Владимир Ильич. Причин исчезновения он не знал, но предполагал, что того репрессировали. Выходило, что именно поэтому работа театра в зерносовхозе прекратилась; зато в Борисоглебске актерам оказались рады. Тщетно искал я следы Иванова в архивных документах. Еще один мифический "поручик Киже". А вот образ Павла Трапезникова и его соратников стал отчетливее. На сцену он впервые вышел в 1907 году - было ему тогда лет девятнадцать. До революции успел поработать на сценах Мурома, Арзамаса, Путивля, Глухова, Балашова, Вологды. Да и после поездил по стране: артисту аплодировали в Саратове и Архангельске, Туле и Баку, Архангельске и Коломне. В 1933 году оказался в Воронеже. Вспоминают, что его актерский диапазон был широк, но лучше всего давались ему образы положительных персонажей. Любимой ролью считал роль Несчастливцева. С особым благоговением относился к работе над пьесами Горького. В статье о нем нашего земляка, театроведа, занимавшего должность ректора Литературного института Владимира Пименова, опубликованной в третьем номере журнала "Подъем" за 1973 год, сообщается, что желание Павла Николаевича уйти в колхозно-совхозный театр "с ограниченным репертуаром, с бедными условиями для показа спектаклей на импровизированных сценах" коллеги встретили с удивлением. Видимо, он действительно был энтузиастом своего дела, мечтавшим служить народу, создать для него новый тип театра. Ему удалось увлечь своей идеей актеров и молодых, и старшего поколения. В труппу Трапезникова вошли также его жена М.А.Кречетова (выступавшая в амплуа характерной старухи), дочь Кира и сын Юрий. Попытки идти в народ предпринимались воронежскими артистами и до него. В 1929 году при Отделе народного образования Центрально-Черноземной области возник деревенский передвижной театр, о деятельности и репертуаре которого дает представление докладная записка в обком ВКП (б) его управляющего Сергея Андреева: "Сделаны были три пьесы "Чудо-трактор", "Стертая черта", "Зеленя" и концертная программа с репертуаром: частушки из антирелигиозного сборника, стихотворения Жарова, Безыменского, Веры Инбер, Зощенко, разучены хором "Дубинушка", Марш "Вперед", "Интернационал", Марш Буденного, Комсомольский, "Интернационал", сольные выступления на гармошке, гитаре, балалайке". Театру, как видим, отводилась роль прежде всего пропагандистская. Но и просветительская - не случайно ведь в Воробьевском районе его начали строить вскоре после проведения переписи неграмотных. Разговор о ней шел на заседании бюро райкома 1 февраля. В принятой резолюции речь идет, например, о том, что нужно перестроить районный клуб в Дом культуры и "организовать вокруг изб-читален кружки драмы, музыки". Кажется, в совхозе кружок драмы уже имелся. Летом я побывал в Воробьевском районе. Инспектор Квашинского сельского поселения Людмила Гузенко рассказала мне о своих родственниках - в том числе об отце, - участвовавших в местной театральной самодеятельности еще в 1931 году.
Первый совхозный театр (фото из журнала "Ленинский путь", 1934 год)
Первый Совхозный драматический театр при Воробьевском зерносовхозе был создан 17 апреля 1934-го. Специально построенное здание оборудовали вертящейся сценой, электрифицировали. Театр носил имя И.А.Дворкина - начальника политотдела зерносовхоза. Видимо, именно он впоследствии каким-то образом стал в мальшинской мифологии борисоглебского театра тем самым "Ивановым". Среди бумаг зерносовхоза, хранящихся в ГАОПИ ВО, мне попалась рукописная копия телеграммы, отправленной Дворкину летом 1934 года общим собранием рабочих, ИТР и служащих Комсомольского отделения в день годовщины деятельности того "на социалистических полях". По случаю этой даты они обещают, "что предстоящая более сложная сельскохозяйственная кампания - уборка - будет проведена в максимально короткий срок и без потерь". На том собрании и присвоили имя театру: по инициативе "комсомола и ремонтных рабочих центральной усадьбы". С именем этим связана одна загадка. Главный библиотекарь Никитинской библиотеки, краевед Борис Фирсов обнаружил в 12-м номере журнала Воронежского обкома и горкома ВКП (б) "Ленинский путь" за 1934 год фотоизображение театра. Однако подпись гласит, что он носит имя первого секретаря обкома И.М.Варейкиса. При этом фамилия Дворкина отчетливо просматривается на вывеске над входом в здание. Может быть, начальник политотдела, оказавшись в роли подражателя партийному руководителю региона, тому, чье имя носили улицы, заводы, колхозы, санатории и электростанции, взял не по чину, и инициатива была пресечена кем-то из начальства? Однако в официальных бумагах начала 1935 года театр по-прежнему носит имя Дворкина, а вовсе не Варейкиса.
(Продолжение следует).
Источник: газета "Коммуна" N 159 (26181), 26.10.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|