 |
11.09.13
Имя в искусстве. Судьба и роли Алексея Чернова
| Этого замечательного актера, 105-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, можно было увидеть не так давно на телевизионных экранах сразу в нескольких фильмах: «Бэла» и "Герой нашего времени, "Трембита", "Аленький цветочек", "Ищу человека", "Белый Бим Черное ухо", "А зори здесь тихие…". Всего же в творческой биографии Народного артиста РСФСР Алексея Чернова более тридцати ролей в кино, а также актерские и режиссерские работы на театральной сцене. Для воронежцев судьба Алексея Петровича дорога еще и тем, что связана она во многом с═ театром драмы имени А. В. Кольцова, в котором он проработал много лет...
Алексей Чернов родился в Западной Сибири, в городе Томске. Его отец служил бухгалтером в управлении Томской железной дороги, там же стала работать и мама после смерти мужа в 1911 году. Умерла она в 1943-м в эвакуации в Куйбышеве. По окончании восьми классов 1-й Томской политехнической школы в 1924 году Алексей поступил в Томское музыкальное училище по классу фагота, но, отучившись два курса, вынужден был пойти работать. Несколько месяцев он трудился подсобным рабочим в землеустроительной артели, а в январе 1927 года его приняли во вспомогательный состав Томского городского театра. Связав свою жизнь со сценой и получив на родине первые уроки актерского мастерства, Чернов решает продолжить учебу в Московском театральном училище при Театре Революции в студии Алексея Дмитриевича Попова. По окончании курса в 1934 году он был принят в труппу этого театра, где отработал сезон. В сентябре 1935 года Алексей Чернов перешел в Воронежский большой советский театр, на сцену которого выходил более 30 лет. На его судьбу выпали тяжелейшие испытания – войны и эвакуации, холод и голод военных и послевоенных лет, возвращение в разрушенный до основания Воронеж, потери близких людей... Но, как и многие из его поколения, Алексей Петрович, преодолев жизненные тяготы, сохранил в себе черты личности незаурядной, мудрой, доброжелательной, неравнодушной. С первых же своих ролей на воронежских подмостках актер запомнился удивительной органикой, искренностью и глубиной создаваемых им образов. Душевность, необычайная теплота, психологическая тонкость и притягательность отличали героев Чернова. Среди них особо запомнились: Пеклеванов ("Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова), Кульков ("Падь Серебряная" Н.Погодина), Сергей Горлов ("Фронт" А. Корнейчука), В.И.Ленин ("Семья" И.Попова), Сергей Тюленин ("Молодая гвардия" А.Фадеева), Арлекин ("Лгун" К. Гольдони), Лука ("На дне" М.Горького), Энгстран ("Привидения" Г.Ибсена), Аким ("Власть тьмы" Л.Толстого), Шадрин ("Человек с ружьем" Н.Погодина), Дед Щукарь ("Поднятая целина" М.Шолохова), Осип ("Ревизор" Н. Гоголя), Тимоха ("Алексей Кольцов" В.Кораблинова), Левшин ("Враги" М. Горького), Чугунов ("Волки и овцы" А.Н.Островского)... На сцене Воронежского театра Алексей Петрович Чернов проявил себя и как интересный режиссер, поставив несколько ярких спектаклей: "Варвары" Горького, "Дядя Ваня" Чехова, "Третья молодость" братьев Тур, "Большие хлопоты" Л. С. Ленча, "Вас вызывает Таймыр" К. Исаева и А. Галича, "Ленинградский проспект" И. Штока... За свои роли и постановки актер был удостоен звания народного артиста РСФСР в 1958 году. В середине 60-х Алексей Петрович получил от кинорежиссера Станислава Ростоцкого предложение сыграть Максима Максимыча в экранизации романа Михаила Лермонтова "Герой нашего времени", которое изменило всю его дальнейшую жизнь. На отечественных экранах появился уже немолодой обаятельнейший актер, который сразу же завоевал признание и любовь миллионов зрителей. Его приглашали сниматься из фильма в фильм, и в 1967 году он переехал в Москву, став актером Киностудии имени Горького. В кинематографе Черновым была создана целая галерея запоминающихся образов, среди которых: Самохин ("Годен к нестроевой"), Атанас ("Трембита"), Дядя Павла ("Три дня Виктора Чернышева"), Андреев ("Обратной дороги нет"), Отец Гали ("Ищу человека"), Прокурор ("Анискин и Фантомас"), Лесник Трофимыч ("Белый Бим Черное ухо"), Старик ("Аленький цветочек"), Майор ("А зори здесь тихие"), Старый боцман ("Мужской разговор")... За десять с небольшим лет он снялся в 35 (!) картинах. 22 сентября 1977 года на премьере "Белого Бима..." в воронежском кинотеатре "Полетарий" вместе с постановщиком Станиславом Ростоцким, актерами Вячеславом Тихоновым, Раисой Рязановой, Валентиной Владимировой на сцену поднялся и Алексей Чернов. Зрители встретили его восторженными аплодисментами. Многие хорошо знали и любили Алексея Петровича за удивительный талант, добросердечие и открытость. Радостный и несколько смущенный, он поклонился воронежцам, как это обычно делают артисты после спектакля или фильма, нашедшего отклик в зрительских сердцах. Через несколько месяцев актер ушел из жизни. С нами же осталась его светлая, добрая душа, запечатленная на пленках. И благодарная память.
Владимир Межевитин
Источник: газета "Воронежская неделя" N 37 (2126), 11.09.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|