 |
05.09.13
Вестник отечестволюбца
b | Книжная полка | В Воронеже издали книгу о Сергее Глинке – деятеле русского консерватизма начала XIX века
Советскому историку наименьшие проблемы в роли объектов исследования доставляли те исторические деятели, которых хоть раз похвалил Ленин. Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию - и все завертелось. Пытаясь восстановить картину стародавней общественной жизни, исследователь - представитель иной цивилизации вынужденно выпрямлял, упрощал прошлое. Тем более что и сам уже не мог адекватно понять тот, имеющий мало общего с советским, мир. В этом смысле не было разницы, изучать «либералов» и "консерваторов": оба термина использовались прежде всего для того, чтобы заклеймить. Наша интеллигенция начала XXI века оказалась солидарна с панками в том, что будущего нет, и всматривается в прошлое, тщетно пытаясь понять, что ныне за эпоха на дворе. Вот жандарм тащит студента с пачкой листовок в участок; вот культовый прозаик присылает из Женевы эссе о судьбах России, полное мрачных пророчеств... 2013 год - это замаскированный 1947-й? 1913-й? 1880-й? А, может, 1808-й, и снова пора объявить войну иноземным книжкам и песням? От такой неопределенности как не предаться рефлексии? Не случайно в последние годы воронежскими историками подготовлен ряд исследований о русском консерватизме и первых его проповедниках. Центральное событие в этих работах - Отечественная война 1812 года: звездный час для таких деятелей, как Ф.В.Ростопчин или А.С.Шишков. Наполеоновское нашествие позволило перейти от написания статеек "для своих" к расклеиванию листовок. Недавно воронежское издательство "Новый взгляд" выпустило монографию Надежды Лупаревой "Отечестволюбец": общественно-политическая деятельность и взгляды Сергея Николаевича Глинки". Кажется символичным, что главное слово названия взято из анекдота, сохраненного Петром Вяземским: "Рассказывали, что в предсмертные дни Москвы до пришествия французов С.Н.Глинка, добродушный и добросовестный отечестволюбец, разъезжал по улицам, стоя на дрожках, и кричал: "Бросьте французские вина и пейте народную сивуху! Она лучше поможет вам". Важно, что у этой полукомичной сцены контекст - трагический. И героический - в книге он раскрыт с достаточной полнотой: "Когда в середине августа С.Н.Глинка с семьей уже готовился к отъезду из Москвы, он получил приказ графа Ростопчина оставаться в столице, "где нужна ваша служба". Глинка оставался в Москве вплоть до вступления в нее французов. После Бородинского сражения столица была наполнена ранеными, и он лично перевязывал им раны и ухаживал за умирающими, хотя, по собственному признанию, боялся даже вида крови". Но даже война не смогла остановить его издательскую деятельность. На антинаполеоновскую пропаганду он тратил свои средства. Накануне вторжения неприятеля в отчаянии бил зеркала и рвал книги из своей библиотеки. Очевидцу этой сцены наверняка стало бы страшно. Читающий об этом в книге найдет поведение Глинки немного детским. Его "Записки о 1812 годе" стали одним из главных источников для Льва Толстого, когда тот писал "Войну и мир". Кажется, и личность Глинки отразилась на страницах романа. Его портрет на обложке "Отечестволюбца" выглядит где-то уже виденным. Чем-то знакома и его манера жить. Кажется, Толстой, придумывая Пьера Безухова, помнил и о Сергее Глинке. Глинка, "последовательный сторонник самодержавной монархии и жесткой общественной иерархии", все же не слишком укладывается в "консервативный формат". Показательно его отношение к крепостному праву: "Получив от родителей наследство в размере 30 душ, он отдал его сестре, а в 1808 году дал вольную своему последнему человеку, и больше никогда не был душевладельцем ". Надежда Лупарева рассказывает о службе Глинки цензором при Московском цензурном комитете: цензурный устав он называл превращающим "комитет в инквизицию", а службу начал лишь потому, что был единственным кормильцем в семье. И "проявил себя больше как человек достаточно свободных, нежели консервативных взглядов". "Не желая стеснять свободы авторов, Глинка часто подписывал их рукописи, не читая; причем абсолютно не скрывал этого". Вдохновленный выходом нового, чуть более свободного цензурного устава "написал брошюру о свободе печати, но не в России, так как подобное сочинение очевидно не могло быть пропущено, а во Франции". Был объявлен оппонентами "агентом каких-то тайных обществ" (как это принято порой и ныне). Попал на гауптвахту, и к нему "началось настоящее паломничество". Консервативные идеи, высказанные на страницах издаваемого им с 1807 по 1824 год журнала "Русский вестник", давали поводы для шуток. Лупарева называет шутников "либерально настроенной частью общества" - в данном случае такая формулировка выглядит некоторым упрощением: пародируя Глинку - Здесь мода царствует ═════════════ и выдает законы: Широкие теперь все носят ════════════ панталоны, Просторны сюртуки ════════════ и что ж еще? Очки! Дают безграмотным ═══════════ писателям щелчки! А Е.Измайлов или К.Н.Батюшков не идеологические претензии ему предъявляют, а просто ехидничают: кажется, в глинкиной пламенной публицистике те увидели наивность и чудачество. Измайлов описывает некий вечный тип - ныне его персонаж брюзжал бы в Интернете из-за того, что девушки носят мини-юбки, а в музеях случаются выставки авангарда; но даже если автор сатиры метил в Глинку, ханжой тот, видимо, все-таки не был. Батюшков ерничает над тем фактом, что Глинка бичует тлетворное (как выразились бы нынешние пропагандисты) влияние французов, при этом не скрывая, что сам идейно пророс из Вольтера и Руссо. Судя по "Отечестволюбцу", сам Сергей Николаевич особого противоречия в том не видел. Его превращение в антизападника и консерватора было эмоциональной, "человеческой" реакцией на агрессивную политику Наполеона. Реакцией русского интеллигента-идеалиста, искренне переживающего за свою страну, а не холодноголового политика. Глинка был настолько честен в своей борьбе, что отказался печатать в "Русском вестнике" восхваляющие Аракчеева письма жителей ряда губерний, присланные лично графом: издатель не хотел прослыть льстецом. Нам есть чему поучиться.
Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N 129 (26151), 05.09.2013г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2013
|