 |
16.12.14
Колизей для "Коммунизма"
Концерт
Александр Дубровских
В последнее время воронежские ценители «сибирской волны» избалованы. В кинотеатре "Спартак" был показан фильм "Здорово и Вечно", рассказывающий о сложном творческом и политическом пути Егора Летова. Доступны отрывки из фильма "Следы на снегу", в котором, по замыслу автора, будет дана широкая панорама музыкального подъема, происходившего за Уралом. И как самый большой подарок – концерт группы "Коммунизм" в клубе "Колизей".
Многие недальновидные люди высказываются скептически по поводу "Коммунизма". Без Летова этот проект не имеет смысла, утверждается безапелляционно. Но горячая поддержка, оказанная его участникам на воронежском концерте, показала, что этот проект - востребован; и более того, для многих слушателей он стал известен и доступен, к сожалению, уже после смерти Игоря Федоровича, и именно как живое действие. Думается, что это лучший способ почтить память выдающегося организатора, умевшего создавать вокруг себя мощное творческое поле, действием которого в смелые эксперименты были втянуты все его соратники. Благодаря этому подходу "Коммунизм" не вписывается в уже сложившийся к концу 1980-х образ и канон "русского рока". Скажем четко: "Коммунизм" как одно из любимых детищ сибиряков к собственно музыке имеет косвенное отношение и скорее ближе к концептуализму и соц-арту. В таком примечательном альбоме, как "Лениниана", присутствие музыки более чем минимально и условно. Если "ДК" показали, как, применяя метод коллажа к речам Брежнева, обнаружить бессознательные и потаенные устремления бюрократии, то "Коммунизм" обратился к первоисточнику - к образу Ильича, старательно созданному сталинским кинематографом, и обратившемуся в социальное бессознательное советского человека. Показательно, что доморощенные отечественные рокеры не смогли (и, скорее, просто не могли) выйти на такой уровень проникновения в археологию социальных смыслов. Они упивались собственной славой и ролью судей, приближенных к трону, на котором восседает, конечно же, Бог, указующий сбросить с корабля современности все "совковское". Это изобличает их вторичность, лень и хроническую невозможность к подлинному культурному строительству. "Коммунизм" обозначил творческую зрелость сибирской волны, переход ее в радикально иную плоскость по отношению ко всем стандартам рок-музыки как таковой и, конечно же, отечественного его варианта. Страсть Егора Летова к коллажу позволяла разместить в одном пространстве, казалось бы, вещи несоизмеримые, аннигилировать их силу, истребляя во взаимном проникновении. На смену лобовой атаке, осуществленной "Гражданской обороной", пришла ирония, оценить которую могут далеко не все, здесь требуется некоторая интеллектуальная подготовка и свободный от тирании протеста дух. Известно, что этот метод коллажа был разработан и доведен до совершенства в живописи дадаистами, в поэзии - сюрреалистами, а в музыке - пожалуй, именно "Коммунизмом". Стихи Сулеймана Стальского, сошедшиеся в сборке с музыкой самого широкого спектра, расцвеченной к тому же всем запасом интонаций Летова, Кузи Уо и Манагера, создают особое радостное состояние, которое невозможно связать с отдельными элементами конструкции. Живое выступление дает возможность, помимо всего прочего, не просто услышать, но и увидеть настоящее действие. Энергичные движения и мимика Манагера, флегматичность, перемежаемая ехидством Кузи Уо, разрушают всякую надежду остаться равнодушным. Именно живое выступление наиболее четко обнажает карнавальность, присущую студийному проекту, которым первоначально был "Коммунизм". Мы можем сказать только большое спасибо сибирякам за то, что они дали нам возможность ощутить безудержное веселье, которое помогает нам сохранить себя в потоке серьезной бессмысленности. Ждем новых концертов в Воронеже.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 51 (2192), 17-23 декабря 2014 г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|