 |
11.12.14
Ледовая дорога в Арктику
Моя страна
Валерий Казанов
(Продолжение. Начало в NN 162, 163). - Полная загрузка ядерного топлива составляет около пятисот килограммов, - продолжает просвещать нас Александр Кузьмин. - Этого запаса достаточно для непрерывного функционирования ледокола в течение пяти лет. Каждый ядерный реактор весит около ста шестидесяти тонн и располагается в герметичном отсеке, огражденном от остальной конструкции судна слоями из стали, воды и бетона повышенной плотности. По словам главного инженера, реакторные установки ОК-900А проверены многими годами эксплуатации и прекрасно зарекомендовали себя. Интересуюсь: бывали ли аварии и как обстоит дело с радиационной защитой? - У нас есть активная и пассивная системы защиты. За всю историю существования этих реакторов не было такого, чтобы не срабатывала защита, да и аварий не было, - ответил Александр Кузьмин. Для контроля радиации на «Ямале» есть целая служба радиационной безопасности. Индивидуальные дозиметры на атомном ледоколе положены лишь персоналу группы А, непосредственно работающему с системами атомного реактора. Группе Б, в которую входят остальные члены экипажа и пассажиры, индивидуальные дозиметры не выдают, в этом просто нет необходимости: контролируется групповая доза - по всему судну установлены более ста сцинтилляционных датчиков, ведущих постоянный мониторинг. Ледоколы серии "Арктика" спроектированы в расчете на то, чтобы проходить ровный незаснеженный припайный лед толщиной 2,3 - 2,5 метра с минимальной устойчивой скоростью 1 - 2 узла. -В Арктике нет такого льда, который бы мы не могли преодолеть, - говорит главный механик. И, улыбнувшись, поясняет: - Правда, разными способами. Первый способ ясен из названия судна - колоть. Второй - обойти. Третий - работать ударами. Четвертый способ - подождать, пока не поработает самый лучший ледокол в Арктике – ветер. Ледокол может ломать лед с помощью ударов носовой частью или продавливать его своей массой. Корпус имеет специфические обводы, чтобы предотвратить возможность зажимания во льду. Но даже если такое случится, поможет дифферентная система - в носовой и кормовой части расположены цистерны, попеременно закачивая воду в одну или другую часть, можно раскачать и освободить судно из ледового плена. А чтобы лед не намерзал на борта, используется пневмообмыв — на корпусе расположено множество отверстий, через которые подаются пузырьки воздуха, предотвращающие налипание льда. Еще долго бы мы, наверное, плутали в лабиринтах коридоров, переходя из одного помещения в другое, вникали в технические особенности оборудования, механизмов, о которых Александр Кузьмин может говорить часами, но время поджимало, и нам было предложено "быстренько посмотреть, как устроен быт моряков". На судне есть все, что нужно не только для работы, но и полноценного отдыха: кают-компания комсостава, столовая, библиотека, волейбольная площадка, тренажерный зал, сауна и даже подогреваемый бассейн. Его особенность в том, что в чашу набирается забортная вода. Так что, поплавав в бассейне, можно с уверенностью утверждать, что искупался в Северном Ледовитом океане, причем без последствий для здоровья. На борту ледокола имеется и несколько бань, и окунуться в бассейн после парилки - высочайшее наслаждение. Вениками моряки, уходя в рейс, запасаются загодя. "У каждого индивидуальный подход", - говорит Александр Кузьмин. Он и сам, бывая на родине, в Тамбовской области (почти земляк), привозит с собой березовый или дубовый веничек, который, сидя в жаркой корабельной парилке, а за бортом под минус 30, напомнит о доме, черноземных просторах. А с водой, как отметил Александр Федорович, на судне нет никаких проблем, - две вакуумно-дистилляционные опреснительные установки способны давать 240 тонн пресной воды в сутки. Условия жизни на "Ямале" хорошие: практически у каждого члена экипажа отдельная каюта. Мы заглянули в одну из них: телевизор, компьютер, умывальник, кровать... Выглядит все довольно уютно. Впечатления от экскурсии по ледоколу остались самые что ни на есть приятные: во всем и повсюду чувствовался флотский порядок. Видно было, что моряки любят свой "Ямал", который оказался не так-то и мал. -Иначе и быть не может, - замечает помощник капитана по режиму Владимир Ростик. - Ледокол - наш дом родной, а в нем должно быть комфортно и уютно. На "Ямал" он пришел в 2000 году, отслужив на подводных лодках более двадцати лет. - Сменил один атомоход на другой, более комфортный, - шутит Владимир Ростик по этому случаю. - Да еще и с женщинами, которых на военных кораблях не дано видеть, - добавляю я. - Это не женщины, а члены экипажа, - улыбаясь, замечает Владимир. - Причем полноценные члены экипажа, которые делят наравне с мужиками все трудности арктического похода. Женский коллектив на судне небольшой - 15 человек. Остальные 89 - мужчины. И если в Военно-морском флоте традиционно считают, что женщина на корабле - к беде, то на гражданских судах к этому суеверию относятся скептически. Оказывается, есть немало примеров, когда женщины становились капитанами рыболовных судов, удостаивались даже звания Героя Социалистического Труда. На ледоколах женщины и кормят, и лечат, и создают комфортные условия для проживания. Нам рассказали об Ирине Михайлове, которая в должности официанта уже тридцать лет. Она более шестидесяти раз посещала макушку планеты. Говорят, что этот рекорд никому пока не удается побить. Как правило, экипаж ледокола работает в Арктике четыре месяца, после чего происходит смена. Большого отличия от работы на обычных судах нет, с той лишь разницей, что те все же заходят в разные порты. Но моряки ледоколов тоже придумывают себе развлечения.
(Продолжение следует)
Ледокольные богатыри Арктики. Фото Галины Добрыниной, "Подольский рабочий"
Источник: газета "Коммуна" N165 (26381) | Четверг, 11 декабря 2014 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|