 |
31.10.14
Все начинается с классики
Билет на балет
В конце прошлого сезона главным балетмейстером Воронежского театра оперы и балета был назначен ведущий солист Александр Литягин
Александр Литягин
Я знаю его давно, еще с хореографического училища, где он был одним из лучших. В его активе – работа в Петербургском балете Бориса Эйфмана, затем - ведущие партии в нашем театре. И вот - новое назначение. Не каждый день твои ученики становятся главными балетмейстерами. О планах на будущее, о классике и модерне, о ведущих тенденциях в балете - наша беседа.
Людмила Романова, театровед - С какими чувствами ты воспринял новое назначение? - С гордостью, что выбрали именно меня, и с некоторым страхом за ту огромную ответственность, которую налагает эта должность. - Как оцениваешь состояние труппы? - Большинство ее составляют выпускники Воронежского хореографического училища. Они хотят работать, репетировать, танцевать. Когда мы готовили большой гала-концерт к открытию сезона, многие подали творческие заявки на номера, которые они хотели бы сделать. И вы знаете - некоторые из заявок были реализованы. Другое дело, что наша материальная база недостаточна. В стране есть театры, которым местная власть уделяет огромное внимание. Мы же не можем похвастаться ни зарплатами, ни избытком внимания, ни затратами на постановки. И все же люди полны желания работать. Ну как не гордиться такой труппой?! Мне кажется, она способна на многое. - Солисты известны и любимы воронежской публикой: прежде всего ты сам, затем Негробовы - отец и сын, Денис Каганер, Светлана Носкова, Юлия Непомнящая, Михаил Ветров, Дина Болотова, другие молодые дарования, только заявляющие о себе. Но я обратила внимание, что и кордебалет очень подтянулся - работает четко и слаженно. А ведь это очень важная составляющая часть балета. - Мне приятно это слышать, потому что мы много работаем в этом направлении. Зритель должен увидеть качественное зрелище, где ничто не оскорбило бы его вкус. Я стараюсь равное внимание уделять и работе с солистами, и работе с кордебалетом. Моя задача на сегодняшний день - тщательно откорректировать все идущие на сцене балетные постановки. А мечта - воспитание балетного зрителя с детского возраста, чтобы сначала был «Чиполлино», потом "Щелкунчик", "Коппелия", а затем уже более сложные - "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и только затем - современные балеты. Сейчас приглашенный мною Генрих Майоров работает над "Чиполлино". Планируется приглашение и других балетмейстеров. Их, правда, в стране осталось не так много - в основном они работают за рубежом, где по-прежнему считают, что русский классический балет - "впереди планеты всей". Но подготовленный к последнему Платоновскому фестивалю балет по сложнейшим произведениям Андрея Платонова показал, что хореографы высокого уровня в стране есть - например, Раду Поклитару, Вера Арбузова, Александр Могилев. - А у тебя самого есть балетмейстерские амбиции? - Есть-то они есть, но конкретных планов пока нет. Я вообще хочу, чтобы люди работали с разными балетмейстерами, изучали разные почерки, разные стили. Только через многообразие мы сможем представить все направления современного балета. - Кстати, о многообразии. Не секрет, что модерн-балет с трудом приживается на русской сцене, по крайней мере, в провинции. Меж тем по каналу "Культура" иногда приходится видеть потрясающие вещи именно в этом стиле. Из последних могу назвать "Русалочку" по сказке Андерсена в постановке Дж.Ноймайера. Вот уж где истинны драматизм, экспрессия, открытость чувств! И высочайшая техника, почти акробатика! - Согласен, только за рубежом есть два направления: одно - танец в чистом виде под красивую музыку, в красивых костюмах, как бы любование танцем, а есть смысловой балет, с развивающимся сюжетом, с режиссурой, с созданием образов. Мне ближе последнее. Да, думаю, и всему русскому балету. - Прости, если мой вопрос покажется тебе дилетантским, но танцовщики классического и модернового балета - разные или корневая система у них одна? - Это совсем не дилетантский, а очень важный вопрос. Основа для любого стиля, будь то джаз-модерн, неоклассика или даже эстрадный танец - классическая школа балета. Если ты владеешь ею, ты можешь танцевать все. - Вот в 30-е годы в советском балете возникло такое направление, как драмбалет или хореодрама. Это сегодня забыто или как-то используется? - Я сторонник того, чтобы использовать все самое ценное, что изобрели до тебя, и идти дальше. К драмбалету относятся такие шедевры, как "Ромео и Джульетта", "Золушка" и "Каменный цветок" Сергея Прокофьева (все три идут в нашем театре), "Спартак", "Легенда о любви" - балеты со сложными драматическими сюжетами, выразительными образами, насыщенные сложной техникой. Это наше национальное достояние, и хореография Юрия Григоровича - такая же классика, как и хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова или Михаила Фокина. - А какого стиля придерживается Борис Эйфман, у которого ты начинал? - Борис Яковлевич исповедует современный стиль в опоре на классику. Я танцевал у него в четырех балетах: "Кто есть кто", "Красная Жизель", "Реквием", "Дон Кихот, или Фантазия безумца". У него сложно, но интересно. - А не хотелось бы?… - Хотелось бы. "Красную Жизель". Но до нее еще расти и расти. Кусочек из нее был включен в гала-концерт. Вообще, цель гала-концерта была - не столько показать наших солистов, которых и так все знают, сколько выявить потенциал тех, кто находится на вторых-третьих ролях. Век балетного артиста короток, и надо проявить себя по максимуму. В нашей труппе 70 человек, и все должны быть заняты. - Недавно губернатор Алексей Гордеев объявил, что после реконструкции драматического и постройки нового здания Камерного театра на очереди - театр оперы и балета. Значит, предстоит капитальный ремонт. Чем будет заниматься труппа? - Хорошо, если бы нам предоставили для выступлений какое-либо помещение, например, концертный зал. Или мы могли бы выезжать на гастроли в другие города Черноземья, где, кстати, нас всегда радостно встречают. Вопрос сложный, но выход найти можно. Главное - не растерять то, что уже есть. Марка воронежского балета должна быть на высоте!
Источник: газета "Коммуна" N148 (26364), 31.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|