 |
19.10.14
19 октября - День работников дорожного хозяйства. Эх, дороги...
19 октября – День работников дорожного хозяйства
Годом рождения в России дорожной отрасли принято считать 1746-й, когда было закончено строительство самой первой дороги с твердым покрытием, соединившей Санкт-Петербург и Москву. С тех пор дорог в стране построено много и разных.
Николай Меркушов,
кандидат технических наук, доцент, награжден нагрудными знаками Минвуза СССР, Минтранспорта РФ, Минавтошосдора РСФСР, Черноземуправтодора, ветеран труда
19 октября все специалисты, связанные с проектированием, строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, будут отмечать День дорожника. История дорожной отрасли России - трудная, сложная, а некоторые ее проблемы до сих пор не решены. Остается надеяться на то, что поставленная Президентом Владимиром Путиным задача удвоения протяженности российских автомобильных дорог за период 2013-2023гг. будет успешно выполнена. Однако вернемся к истории наших дорог. Двадцатый век - век автомобилизации всех ведущих стран мира. В течение десятилетий СССР эта тенденция как будто не касалась. Другие виды транспорта успешно развивались, а количество автомобилей в народном хозяйстве СССР, если судить по циклограмме 1960 года, составляло 1,7 процента, тогда как в США их было более 50 процентов, в Японии - более 25 процентов, и т.д. В конце 50-х годов вышел в свет номер журнала «Крокодил» (орган ЦК КПСС), который был целиком посвящен проблемам строительства автомобильных дорог. Содержание журнала предварило четверостишье Андрея Внукова: Ох, дорога - мечта, не дорога, И не хочешь запеть - запоешь, Эх, дорог, к сожаленью, немного, Ах, дорог, ух, дорог - не сочтешь". Дорожники, и не только они, ожидали серьезных решений руководящих органов страны. И этим решением стало принятое Верховным Советом СССР в 1958 году по инициативе Н.С. Хрущева Постановление "О привлечении средств колхозов, совхозов, организаций и предприятий на строительство автомобильных дорог". Это постановление было пролонгировано союзными республиками в 1959 году. А с 1960 года страна приступила широким фронтом к дорожному строительству, фактически - методом народной стройки. В РСФСР было создано "Росколхозстройобъединение". В каждой области организованы подчиненные ему дорожно-строительные тресты, а в районах - дорожно-строительные управления. Первые годы не хватало кадров, нормативных документов, дорожной техники. В первые пять лет дефицит в перечисленных сферах был ликвидирован, и ДСУ "Росколхозстройобъединения" успешно конкурировали с ДСУ государственными; в каждой области функционировал проектный институт данного объединения. Наступление на бездорожье длилось 25 лет. Программа была свернута в 1985 году под воздействием надвигающихся на страну социально-экономических и политических негативных проблем. Государственная народно-хозяйственная задача - создать по всей стране разветвленную сеть благоустроенных автомобильных дорог, продекларированная в ряде пятилетних планах, - так и не была решена. Есть серьезное сомнение по поводу успешной реализации плана удвоения протяженности автомобильных дорог в России за десять лет. И оно заключается в том, что существующая сеть достаточно большая, она включает в себя дороги, построенные до 1960 года, в период с 1960 по 1985 годы и с 1985 по 2012-й. Следовательно, предстоит не только повторить прошлый успех в дорожном строительстве, но и значительно его превзойти. Удастся ли это? Впрочем, есть и аргументы, позволяющие надеяться на реализацию намеченного плана. Прежде всего то, что задача решается непосредственно в каждой губернии. А в Воронежской области, обладающей успешной управленческой командой, умеют реализовать серьезные инфраструктурные проекты. Далее - основную протяженность дорог в регионе составят дороги низкой категории (4-я и 5-я), которые имеют низкую капитальность и малую ширину проезжей части (из-за этого снижается потребность в материалах и упрощается технология). Однако о наличии развернутой программы удвоения протяженности автомобильных дорог в Воронежской области мне не приходилось слышать. А такую программу иметь необходимо. Важно разработать и меры по применению методов "народной стройки" в новых экономических условиях. Большие дела делают всем миром.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|