 |
29.08.14
Жить во Времени
Имя в искусстве |═Одному из ведущих плакатистов страны, Заслуженному деятелю России и Заслуженному художнику РФ Алексею Смирнову сегодня исполняется 75 лет
А ровно 16 лет назад Американский биографический институт международных исследований назвал Алексея Смирнова «Человеком года – 98».
Виталий Черников
- Пленэр - это впечатление! А для создания плаката нужно мышление, - говорит Алексей Ефимович. Как плакатист он работает с юности и за эти годы весьма четко сформулировал для себя его философию. Руководя ли региональным отделением Союза художников России - пейзажистами, портретистами, скульпторами, занимаясь ли вопросами образования, Смирнов никогда не забывал о том "секторе" творчества, где он в Воронеже - один из немногих, кто "в своей тарелке". Вот и большую выставку плаката в Воронеж привез не так давно, и она стала событием в культурной жизни города, заинтересовав и ностальгирующих по советской пропаганде пенсионеров, и хрупких студенток филфака, выкладывавших потом восхищенные отчеты об увиденном в соцсетях. Алексей Смирнов
Заслуженный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ, награжден орденом Почета… Алексей Смирнов стольких почетных званий и государственных наград удостаивался! Но для него, конечно, памятными являются те проекты (творческие и, на первый взгляд, не очень), которые удавалось реализовать даже в самые непростые времена. Главная награда - активно работающая Воронежская организация Союза художников РФ. - Учился я в сельской школе, - вспоминает Алексей Ефимович. - И было из всего класса двое, которые увлекались рисованием: я и друг мой Анатолий. Ночью при лампе рисовали, чтобы утром принести в школу свое творение. Конечно, для того, чтобы появилась любовь к предмету, нужен настоящий педагог. И у меня был такой - его звали Александр Степанович Авдеев. Через несколько лет родная Семеново-Александровка знала юного Алексея как рисовальщика. После школы он отправился учиться живописи в Москву. Уже тогда в нем пробудился интерес к такому жанру, как плакат. Одна из работ, выполненных для получения диплома, была посвящена большой выставке "Край Черноземный". Впрочем, и тогда творческий путь Алексея Смирнова мог сложиться иначе. - Среди созданного для диплома была серия иллюстраций к книге поэта Алексея Прасолова. Я уже только потом понял, насколько он был талантлив! Кстати, в комиссии тоже обратили внимание: "Какой могучий поэт!". Но плакатист быстро победил в Алексее Смирнове книжного иллюстратора. - Однажды попросился на творческую дачу, организованную для плакатистов в Подмосковье, - рассказывает он. - Съехались известные художники - и я вначале подрастерялся: господи, куда попал?! А потом испуг прошел, и я там создал три или четыре плаката. Один из них был одобрен комиссией и получил рекомендацию на ряд выставок. Та поездка придала мне уверенности. Я воспринял ее как благословение. Воспоминания до сих пор живы: - Комната завалена эскизами. Ходишь по комнате - и с ума сходишь в поиске нового подхода к теме! Плакат выжимает из художника все. Чтобы получилось произведение искусства - простое, лаконичное и доступное пониманию самой разной аудитории, нужно какое-то особенное видение мира, совсем не такое, как у пейзажиста или портретиста. Наверное, это признание актуально и для нынешнего, маститого Смирнова. Авторитет в среде воронежских художников он завоевал, надо сказать, быстро. Вот он уже член правления, возглавляет секцию графиков. В 1978 году стал ("неожиданно", добавляет он) председателем правления Воронежского отделения Союза художников. Сделано за время работы в той должности было немало. Именно Смирнов инициировал появление пристройки к художественному музею имени И.Н.Крамского, где располагается выставочный зал, настойчиво убеждая местные власти, что городу нужно полноценное здание для масштабных художественных проектов. - Потом оказалось, что это просто металлический гаражный сбор. Модуль, который привезли из Белоруссии и собрали. Пространство с очень высоким потолком. Когда увидел, пришел в ужас. Удалось убедить, чтобы будущий зал обложили кирпичом. Да и внутри многое пришлось переделать. Планировали, что в этом зале разместится какая-то постоянная экспозиция воронежских художников. Субботники там проводили с их участием. К сожалению, ее до сих пор нету... Зал на улице Кирова, творческие мастерские на Лизюкова, - к их появлению председатель правления тоже приложил руку. Когда наступят новые времена, придется построенное спасать, ремонтировать. Но это уже совсем другая глава в жизни Смирнова. А пока - начинается перестройка, и он покидает свой кабинет. Как полагает - навсегда: - Но мне стали активно предлагать должность директора художественного училища. Я отказывался. А потом сказал, что могу согласиться, если училищу дадут другое, более удобно расположенное помещение. Ходил по городу, искал варианты. Оказалось, все не так просто! А однажды проходил мимо художественной школы, заглянул туда... И в конце концов стал ее директором. Алексей Ефимович признается: первое время он не очень понимал, что делать на новом месте, так как привык к более масштабной работе. Но потом присмотрелся - и в учебном заведении забурлила жизнь. Заветное детище Алексея Ефимовича - областной конкурс детского изобразительного искусства. Первые выставки проходили прямо на улице Кирова. "Улица вся была заполнена, движение перекрыто. Такого рода мероприятий в Воронеже прежде, кажется, не проводилось! Поэтому ощущалось большое оживление". Теперь уже сложно сказать, каким видели будущее этого проекта организаторы. Но вряд ли они могли предположить, что у конкурса, из года в год совершенствовавшегося, будет такое долголетие. Теперь выставка детского рисунка проходит не под открытым небом, а в выставочном зале - и все его стены от пола до потолка заполняются экспонатами. - Когда пришел в школу, то был план - 450 учеников. "Не наберем - нас закроют!" - опасались сотрудники. Сейчас школа стала базовой, и здесь учатся 1300-1400 ребят. Открылось экспериментальное отделение, где учатся дети с пяти лет, - и сразу стало популярным. По словам Смирнова, он вовсе не предполагал, что вернется на должность руководителя местной организации Союза художников. - Но приехали из Союза художников, Управления культуры и сказали, что я должен согласиться: "Если откажешься, организация развалится, а ты будешь виноват!". На Лизюкова все рушилось, на Пушкинской все рушилось, зал на Кирова отобрали под коммерческие структуры... И в этой ситуации я должен стать председателем! И началось ежедневное посещение администрации, облдумы. Доходило до того, что милиции было дано указание меня в мэрию не пускать. Но правдами и неправдами я прорывался. Вопрос стоял - отобрать у нас здание, где мы сейчас разговариваем. И я тогда почувствовал авторитет и значимость Союза: на наши проблемы откликнулись общественность, пресса. И была гордость, что нас всерьез принимают, готовы вместе с нами бороться. Алексей Ефимович с грустью говорит о том, что в прежние времена главным вопросом было все-таки творчество, а сейчас даже на съездах творческих организаций говорят, что первостепенный вопрос - материальная база, условия работы художника. В частности - сохранение мастерских. В Воронеже все муниципальные мастерские переданы творцам в пользование, без аренды. Художник пользуется ею и содержит. Но не всем по силам оплачивать отопление, воду, электроэнергию и т.д. В 2013-2014 годах произведено капитальное обновление всех систем функционирования здания творческих мастерских на улице Лизюкова - объекта, который долгое время находился в аварийном состоянии: коммуникации выходили из строя, стены покрылись трещинами. Площади увеличились на 2000 квадратных метров, из которых часть сдается в аренду, на другой разместились мастерские. Но и на творчество Алексей Ефимович находит время: - Я не пропустил ни одной большой отчетной выставки! В Казани, например, проходила всероссийская выставка, посвященная Олимпиаде, и там можно было увидеть мой плакат "Россия, вперед!". Создан большой цикл, посвященный Победе в Великой Отечественной, за который я удостоился ряда дипломов. Раньше мы были "подручными партии". Если БАМ строился, то все общество работало на это. Поэт писал стихи, композитор - сочинял музыку... Конечно, халтуры было много. Но казалось, что если ты живешь в России, то должен жить во Времени. Своим трудом принимать участие! А всякие там спецзаказы никогда не выполнял. Все рождалось изнутри, от души...
Источник: газета "Коммуна" 119 (26335), 29.08.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|