 |
02.09.14
В Воронеже за "круглым столом" обсудили перспективы развития инновационного бизнеса
Насколько эффективны воронежские бизнес-инкубаторы в свете задачи «высиживания» новых инновационных предприятий Воронежа? С какими типовыми проблемами сталкиваются начинающие бизнесмены в процессе коммерциализации своих идей? Об этом говорили участники "круглого стола" на тему "Об эффективности работы бизнес-инкубаторов и технопарков Воронежа". Модератором обсуждения выступила начальник отдела предпринимательства мэрии Юлия Галкина. Бизнес-инкубаторы и технопарки на этом мероприятии представляли их руководители Евгений Яковлев, директор инновационного бизнес-инкубатора (ВГАСУ), Александр Хван, директор инновационного бизнес-инкубатора "InSight" (ВГУ), Александр Шевцов, генеральный директор технопарка "Космос-Нефть-Газ", Сергей Симоненко, исполнительный директор НП "Центр развития Авиации (технопарк "Авиационный"). В дискуссии также приняли участие около двадцати лидеров общественных организаций, работающих в сфере малого и среднего предпринимательства. Участники встречи неоднократно подчеркивали, что инновационное предпринимательство только формируется. Недаром, сообщил директор бизнес-инкубатора ВГАСУ Евгений Яковлев, только порядка 20% участников коммерциализации научной деятельности называют свои попытки привлечения финансовых ресурсов успешными. В целом доступные для анализа исследования свидетельствуют, что научное сообщество России, и Воронеж – не исключение, пока не готово принимать на себя в полном объеме риски ведения инновационного бизнеса. Львиная доля мобилизованных на развертывание бизнеса средств - это по-прежнему собственные доходы или средства знакомых - около 40%, и только 34% - это средства венчурных фондов и фондов содействия развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Предприниматели уверены, что сегодня риски невозврата финансовых средств неоправданно велики. Стартовый капитал малодоступен, не исключена вероятность потери предпринимателями социальных гарантий. Поэтому принципиально, чтобы в университетах и на производственных площадках Воронежа были созданы условия для передачи опыта и взаимодействия уже состоявшихся и опытных предпринимателей с начинающими. Немаловажно, чтобы процесс формирования инновационного мышления поддерживался на протяжении всего "взросления" молодых бизнесменов - от школьной скамьи до масштабирования удачных проектов. Опыт, сообщил основной докладчик Евгений Яковлев, показал, что устойчивый алгоритм взращивания инновационной инициативы и ее включения в бизнес состоит как минимум из пяти этапов. Сначала юные предприниматели должны получить в школе экономическую и юридическую базу для последующей деятельности. Второе: в период студенчества должна состояться так называемая упаковка идей. В этот период идея апробируется в обсуждении со специалистами, преподавателями и единомышленниками. Этой цели в Воронеже служат, например, конкурсы "Умник", "Кубок инноваций", "Бит Черноземья". На этом этапе активного участия в конкурсах нарабатывается портфолио, а его наличие способствует успешному привлечению ресурсов в последующем. Третий этап включает окончательную экспертизу формирующегося проекта и командообразование. В результате создается малое инновационное предприятие. Форматом для этого этапа является, к примеру, воронежская программа "Старт". На четвертом этапе идет собственно бизнес-инкубирование, с решением важнейшей и иногда решающей задачи - привлечения инвестиций. В рамках решения задач этого финального этапа во ВГАСУ создаются производственные филиалы кафедр. Разворачиваются площадки для создания и выпуска протоизделий. Далее остается только укрупнять или масштабировать бизнес. Кстати, во ВГАСУ уже созданы и успешно работают студенческие проектно-конструкторские бюро, творческие мастерские, использующие расчетный счет бизнес-инкубатора. Ведется запуск проектов, поиск своих потребителей, локализация запросов целевых аудиторий. Эталонным проектом, выполненным при непосредственном участии бизнес-инкубатора ВГАСУ, считает Евгений Яковлев, стал архитектурный проект благоустройства территории, реализованный студентами вуза в содружестве с Кантемировской муниципальной администрацией. Правильное материальное стимулирование позволило создать 22 творческие группы, которые генерировали идеи и оформляли проекты детальной планировки территорий районного центра. Итог превзошел ожидания - все эти группы справились с заданием, а затем смогли мобилизовать внешние заказы и стали резидентами бизнес-инкубатора. Главное в развитии бизнес-инкубаторов - это определение степени инновационности проектов на этапе их старта, уверен Александр Хван, директор инновационного бизнес-инкубатора "InSight" (ВГУ), доктор технических наук. Пока же в Воронежа налицо дефицит конкурсов, способных выявлять инновационные идеи, особенно ощутимый даже не в технической, а в социальной сфере и общественных науках. - У нас в ВГУ, - проинформировал Александр Дмитриевич, - 30 предприятий, не считая технопарка. Шесть из них функционируют безубыточно, имея по году общий объем оборотных средств в 75 млн. рублей. Ограничением в развитии инновационного предпринимательства Александр Хван, как и его коллеги, считает проблему отсутствия специального образования у будущих предпринимателей. Специалисты должны объединить усилия по созданию модели обучения предпринимательству, включающей применение внешкольных (в период получения среднего образования), затем вузовских образовательных учреждений. Целью является выработка у молодых людей особого предпринимательского мышления, "духа", нацеленного на преодоление препятствий и достижение поставленных целей. Задача минимум, решили участники "круглого стола", - это создание единой городской информационной интернет-площадки, на которой следует сконцентрировать всю информацию о существующих в сфере малого бизнеса возможностях. Кстати, по предложению Юлии Галкиной, такой площадкой для начала могут выступить Сайт горадминистрации Воронеж и его раздел "Предпринимательство".
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|