Фестиваль
Одним из семи городов России, где прошел фестиваль известной британской издательской компании Leo Records, приуроченный к ее 35-летию, стал Воронеж. В нашем городе он состоялся в рамках фестиваля современного искусства «Чернозем».
Виталий Черников═
Воронежская импровизация русско-немецкого квартета получилась про неспешное, но неминуемое приближение чего-то страшного, пожирающего все на своем пути, а в последнюю минуту перед тем как растерзать в клочья нас, застывших от ужаса, вдруг меняющего планы и отправляющегося спать. Атмосфера того, что сыграли Гратковски, Набатов, Круглов и Юданов, пахла порохом и катарсисом, но в финале обернулась забавной игрой с бутылочками минералки без газа. В жизни, увы, так не получается. Дуэт Евгения (ударные) и Анастасии (вокал, цимбалы) Маслобоевых из Иркутска творит на стыке фольклора и импровизационной музыки. Все вместе чем-то сродни шаманству. Несколько лет назад Евгений в поиске возможности для продвижения своей музыки случайно набрел на сайт Leo Records и написал письмо Фейгину. С тех пор тот выпустил несколько альбомов музыкантов из российской провинции, теплые рецензии на эти записи появились в ряде авторитетнейших музыкальных журналов. Многие ли заметили после этого Маслобоевых на Родине? Судя по многочисленным социологическим опросам, демонстрирующим жизненные, эстетические и идеологические представления "среднестатистического россиянина", тот просто обожает лизать сапоги начальству и смотреть "Вести недели", а все, что не укладывается в простую картину мира, считает происками врагов. Так ли это? Хочется верить, что не так, ведь после 1917 года дух народный выразили в своих творениях все-таки модернисты Андрей Платонов, Велимир Хлебников, Сергей Есенин, а не гопник-черносотенец. Конечно, рано или поздно очки победят ватник. И место коллективного "стасамихайлова" на телеэкранах, в СМИ, на сцене, да и "на самом верху", займут те, кого сформировала в том числе подлинно русская музыка Маслобоевых и других творцов, которые оказались больше нужны не их дичающим (или все-таки верить путинскому агитпропу не стоит?) соотечественникам, а живущему в Англии энтузиасту Лео Фейгину. Открывая фестиваль в Воронеже, он с грустью говорил о том, что Британский совет не откликнулся на просьбу помочь в организации выступления на российском фестивале музыкального лейбла из этой страны музыкантов из Великобритании. Зато отозвался Гете-институт, и это помогло организовать приезд немецких музыкантов. Одним из них стал саксофонист Гебхард Ульман, который на следующий день сыграл с Алексеем Кругловым. Но главным событием того вечера стало все-таки выступление наших соотечественников.
Московский коллектив новой импровизационной музыки Goat's Notes оказался продолжателем линии легендарной "Популярной механики", пусть и участников в нем поменьше, и козы с курами по сцене не ходили. Зато в Воронеже к Goat's Notes присоединился контрабасист Владимир Волков, и общими силами музыкантам удалось увеличить градус творившегося в зале священного безумия. Их наполненная драйвом и юмором музыка каждой своей нотой иллюстрирует процитированные выше слова Лео Фейгина об "открытой музыке", музыке свободы, в которой все позволено, кроме клише. В начале концерта музыканты появились, играя, из разных концов зала. Слушатель оказался на время в эпицентре рождения авангардной импровизации. Кажется, не обошлось без катарсиса. Интересно, что третий день фестиваля оказался посвящен музыке наименее радикальной. Видимо, те, кто составлял воронежскую программу, решили завершить на ноте лирической. Участники трио Андрея Разина "Второе приближение" показали программу, посвященную американскому джазовому композитору Дэйву Брубеку. К сожалению, из-за травмы не смог принять участие в фестивале Вячеслав Гайворонский, поэтому его товарищи Андрей Кондаков и Владимир Волков сыграли дуэтом. При всей экспрессии это тоже была музыка двух лириков. Прозвучала в том числе, кстати, и композиция из показанного недавно на Платоновском фестивале спектакля "Русский космос", в котором они выступили не только как композиторы и музыканты, но и как актеры.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 39 (2180), 24.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"