 |
02.10.14
"НЭП-перезагрузка", или Почему буксуют программы развития малого предпринимательства в России?
Актуальная тема
Юрий Щербатых, профессор психологии ВФ МГЭИ, доктор биологических наук В начале августа в Воронеже прошло знаменательное событие – I Международная управленческая платформа имени В.Н.Эйтингона «Эффективные управленцы для сильной России». Перед собравшимися молодыми управленцами выступали уважаемые спикеры и ставили интересные и амбициозные задачи. В частности, мэр Воронежа Александр Гусев поставил задачу - наполнение городского бюджета. Понятно, что хочется пополнить городскую казну в сжатые сроки и без особых инвестиций, но сразу возникает вопрос: а это возможно, в принципе? Опыт развития мировой экономики показывает, что такой фокус можно проделать только одним способом - через развитие малого и среднего предпринимательства при всемерной поддержке со стороны власти. За последнюю сотню лет многие страны смогли осуществить рывок к повышению благосостояния, высвободив энергию и амбиции миллионов мелких предпринимателей, и в этом ряду - период НЭПа в СССР, взлет Южной Кореи в 70-х и "взрыв" высокотехнологичных стартапов в Израиле за последние 15 лет. Что же нам нужно, чтобы повторить экономическое чудо НЭПа, но в условиях современной России? Если выделить главные факторы, их будет всего два: правовое и финансовое стимулирование предпринимательства и использование современных технологий бизнеса. К сожалению, по первому пункту хороших новостей маловато, и власть, словно проверяя российский бизнес на прочность, периодически придумывает новые налоговые нагрузки, переводящие предпринимательство в теневой сектор. Так, после повышения в два раза фиксированных отчислений в ПФР в 2013 году, закрылись и ушли "в тень" около трехсот тысяч индивидуальных предпринимателей, что, конечно же, не добавило денег в бюджет. Как выжить и развиваться тем, кто несмотря ни на что хочет вести свой бизнес - пусть и на микро- или мини-уровне. Ведь несмотря на одну и ту же экономическую среду, одни предприниматели разоряются, а другие - процветают. Значит, причины упадка малого бизнеса в России - не только плохие законы и коррупция. Огромную роль играет спонтанный характер деятельности отечественных предпринимателей, их низкий уровень бизнес-образования, отсутствие современных технологий. Как чаще всего у нас начинают бизнес? Рождается интересная идея, находятся средства, а дальше начинающий предприниматель дает рекламу, набирает персонал и начинает продавать свои товары или услуги. Однако, как показывает статистика, через несколько месяцев, максимум через год, значительная часть бизнесов рушится, и неудавшийся предприниматель или возвращается к статусу наемного работника, или же начинает новое дело, как правило, с тем же "успехом". Любой здравомыслящий человек не возьмется строить дом или управлять самолетом без соответствующей подготовки, а вот заниматься бизнесом - у нас готов каждый четвертый. Но настоящий, долговременный бизнес - тоже наука, требующая к себе уважительного отношения. Я изучаю феномен предпринимательства уже много лет и позволю себе привести ряд типичных ошибок, которые совершают отечественные предприниматели. Возможно, анализ позволит кому-то из бизнесменов более удачно вести свои дела. Первая ошибка - это неверное определение ниши и целевой аудитории. Под термином "ниша" понимают сегмент рынка, на котором работает бизнесмен или определенный набор товаров или услуг, который закрывает какие-то потребности его клиентов. При этом потребность должна быть сформирована, и присутствовать достаточная платежеспособность. Например, если в Японии мы можем успешно продавать морские круизы для пенсионеров, то попытка открытия такого бизнеса в России будет малоуспешной по понятной причине. Правильная оценка целевой аудитории - это тоже важная часть бизнеса, так как позволяет грамотно подобрать каналы коммуникации с потенциальными клиентами. Например, если мы понимаем, что основные наши покупатели - это молодежь, то значительную часть рекламы имеет смысл переносить в Интернет, в то время как представители старшего поколения больше доверяют телевидению и газетам. Целевую аудиторию классифицируют по полу, возрасту, национальности, уровню образования и т.д., подбирая ваше коммерческое предложение, исходя из данных параметров. Только в этом случае вы можете надеяться на то, что на ваше предложение будет устойчивый и выраженный спрос. Вторая системная ошибка - непонимание сути базовой формулы прибыли, знание которой позволяет гарантированно увеличивать прибыль за счет небольшого воздействия на каждую составляющую данной формулы. Увеличив по отдельности трафик, конверсию, средний чек, число транзакций и маржу всего на 10 процентов (что вполне реально в любом бизнесе), мы в итоге получаем суммарное увеличение дохода на 60 процентов! Третья распространенная и фатальная ошибка - это несоблюдение принципов и технологий продаж. Среди частых наблюдаемых нарушений можно отметить несоблюдение порядка этапов продаж, нежелание или неумение установить психологический контакт с клиентом до начала продажи, непонимание важности выявления его потребностей, отсутствие технологий по работе с возражениями и неспособность закрыть сделку в конце продажи. Четвертая ошибка - недооценка психологической составляющей рекламы и упор только на ее цветовую и дизайнерскую сторону. В результате, не получая ожидаемой отдачи от рекламы, многие предприниматели вообще отказываются от нее, полагаясь только на "сарафанное радио". На самом деле реклама может быть очень эффективным способом привлечения клиентов, но в ней обязательно должны присутствовать технологии AIDA и ODP, с помощью которых происходят захват внимания представителя вашей целевой аудитории и подталкивание его к конкретным действиям, приводящим к покупке. Пятая ошибка - это неумение работать с персоналом. Персонал нужно правильно находить, отбирать, мотивировать, обучать и контролировать. Это могут быть четкие и эффективные высокотехнологичные процессы, которые в нашей реальности нередко принимают форму эмоционального и хаотичного взаимодействия бизнесменов и его работников. Вывод из этой статьи простой: для поступательного развития нашей экономики нам нужна система современной и эффективной подготовки предпринимателей, которая позволит им строить бизнес на долговременной основе в целях повышения уровня жизни населения и увеличения налоговой базы, необходимой нашему государству. При этом власть должна осознать, что поддержка предпринимателей в России - это единственный вариант стабильности и благополучия страны. А в какой форме может проходить обучение наших бизнесменов, - это тема для широко обсуждения, в котором должны принять участие сами предприниматели, власть и обучающие структуры. Думаю, что затронутые проблемы требуют активного обсуждения среди читателей.
Источник: газета "Коммуна" N 134(26350), 02.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|