04.10.14
И взглянуть на обратную сторону Луны
Дата |═Сегодня, 4 октября, исполняется пятьдесят пять лет со дня запуска в нашей стране космической ракеты, главной задачей которой было получение фотографического изображения поверхности обратной стороны Луны, недоступной для наблюдения с Земли
Сергей Левченко
Для решения этой задачи создали автоматическую межпланетную станцию, которую вывели с помощью многоступенчатой космической ракеты на орбиту, огибающую Луну. Пройдя, в полном соответствии с расчетами, на расстоянии нескольких тысяч километров от Лены, автоматическая станция (АС) под влиянием притяжения изменила направление своего полета. Двигаясь в дальнейшем по новой эллиптической орбите, огибающей Землю, станция удалилась от нее в апогее на расстояние около 480 тысяч километров. Такая орбита оказалась чрезвычайно удобна как для фотографирования невидимой с Земли стороны Луны, так и для передачи научной информации. (Вес АС вместе с источниками питания, установленными на последней ступени космической ракеты, и измерительными приборами составлял 435 килограммов). Конструктивное совершенство и высокая точность системы управления многоступенчатой космической ракеты, использованной для запуска, позволили вывести автоматическую станцию на орбиту, практически не отличающуюся от расчетной, что дало возможность успешно выполнить весь комплекс задач.
Первая фотография обратной стороны Луны, полученная от автоматической
межпланетной станции «Луна¬3» 7 октября 1959 года
Для фотографирования Луны наиболее целесообразной признали схему, при которой фотоаппараты наводились путем поворота всей АС. Система ориентации была включена после сближения с Луной в тот момент, когда станция находилась приблизительно на прямой, соединяющей Солнце и Луну. При этом Земля располагалась в стороне от направления Солнце – Луна. Расстояние до Луны в момент включения системы ориентации составляло, в соответствии с расчетами, 60-70 тысяч километров. При этом можно было произвести ориентацию на Луну при условии освещения станции тремя яркими небесными светилами - Солнцем, Луной и Землей.
В начале работы система ориентации прежде всего прекратила произвольное вращение АС вокруг ее центра тяжести, возникшее в момент отделения от ракеты-носителя. После этого с помощью солнечных датчиков была осуществлена ориентация на Солнце таким образом, чтобы автоматическая станция была обращена к Солнцу своим днищем. При таком ее положении оптические оси фотоаппаратов оказались направленными в сторону Луны. Затем соответствующее оптическое устройство, в поле зрения которого Земля и Солнце уже не могли появиться, отключило датчики ориентации на наше светило, направив фотоаппараты станции точно на Луну. Поступавший с оптического устройства сигнал "присутствия" Луны разрешил автоматическое фотографирование.
Фотографирование производилось на специальную 35-миллиметровую фотопленку, выдерживающую обработку при высокой температуре. Фотоаппарат был снабжен двумя объективами с фокусным расстоянием 200 и 500 мм и относительными отверстиями 1:5,6 и 1:9,5. Объектив с фокусным расстоянием 200 мм давал изображение диска Луны, полностью вписывающееся в кадр, а с фокусным расстоянием 500 мм - крупномасштабное изображение части лунного диска.
Весь процесс съемки и обработки пленки производился автоматически по заданной программе. Для преобразования имеющегося на негативной пленке изображения в электрические сигналы использовался метод "просвечивания", аналогичный тому, который меняется при передаче кинофильмов телецентрами. С помощью радиотелевизионной аппаратуры, установленной на борту автоматической межпланетной станции, передача изображений производилась на различных расстояниях вплоть до расстояния в 470 тыс. километров. Этим экспериментально подтверждена возможность передачи в космическом пространстве на сверхдальние расстояния полутоновых изображений высокой четкости без существенных специфических искажений в процессе распространения радиоволн.
А что же делали в это время наши конкуренты в США?
В одном из кратких обзоров космических событий того времени французская газета "Юманите", рассказывая о запуске американских ракет в сторону Луны, писала: "Запущенные, соответственно, 11 октября и 6 декабря 1958 года "Пионер-1" и "Пионер-3" не набрали достаточной скорости и упали. "Пионер 4", запущенный 3 марта 1959 года, потерялся и прошел на расстоянии 600000 км от Луны. (Напомним, что расстояние от Земли до Луны только 380000 км). "Пионеры" уступили место "Рейнджерам", из которых два первых экземпляра - "1" и "2", запущенные 23 августа и 18 ноября 1961 года остались на околоземной орбите".
Непосредственным участником тех памятных событий, связанных с полетом автоматической межпланетной станции, является главный конструктор Воронежского КБХА Виталий Романович Рубинский. Он вспоминает:
"Создавать жидкостные ракетные двигатели для космоса в Воронежском КБХА начали после встречи главного конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королева и его заместителя Василия Павловича Мишина с главным конструктором ОКБ-154 (ныне - КБХА) Семеном Ариевичем Косбергом 10 февраля 1958 года. Результатом этой встречи явилась совместная с ОКБ-1 разработка кислородно-керосинового двигателя РД-0105 для третьей ступени блока Е ракеты-носителя 8К72 "Луна".
Двигатель был создан в рекордно короткий срок - за девять месяцев, в течение которых изготовили 44 двигателя, провели 28 стендовых автономных наземных испытаний, три - в составе ступени и семь летных испытательных пусков в составе ракет. Этот двигатель 2 января 1959 года впервые в мире был запущен в космосе (до этого все ракетные двигатели запускались на Земле и в условиях атмосферы); с его помощью впервые в мире была достигнута вторая космическая скорость. 12 сентября 1959 года с его помощью ракета-носитель обеспечила доставку на поверхность Луны вымпела СССР, а 4 октября 1959 года - облет Луны с фотографированием ее обратной стороны.
Позднее одному из кратеров на обратной стороне Луны было присвоено имя С.А. Косберга. Чуть позже на базе двигателя РД-0105 в КБХА разработали ракетный двигатель РД-0109 для третьей ступени ракеты-носителя 8К72 "Восток", которая вывела на орбиту Земли первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина и все последующие одиночные пилотируемые корабли".
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014