 |
18.03.14
К событиям в Украине. "Санкции, говоришь?.."
 | Д.Г. Ломсадзе | Одна из наиболее обсуждаемых сегодня в СМИ тем – это вероятность введения санкций ЕС и США в отношении России в связи с ситуацией на Украине
Можно ли попытаться оценить риски для нашей страны от введения таких мер? Каковы могут быть последствия при реализации этих планов? К сожалению, эксперты в этих вопросах есть теперь везде - и в общественном транспорте, и на кухнях, на улицах, на майданах, ну и, конечно же, в телевизорах, Интернете, газетах и прочих публичных местах. А есть ли они среди специалистов, среди ученых? Ну, хотя бы среди историков или международников? Конечно, есть! Предлагаю вам частично материал из книги моих коллег из МГИМО (Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / Отв. ред. А.А.Кокошин, А.Д. Богатуров. - M.: КомКнига, 2005).
"В системе международного права санкции являются одной из наиболее распространенных форм ответственности государств, которая наступает в результате нарушения ими общепризнанных норм, имеющих важное значение для мирового сообщества. Санкции могут затрагивать различные стороны международной деятельности государства - от дипломатической (сокращение персонала посольств, отзыв посла, ограничение передвижений и.т.д.) до культурной (прекращение обменов, отказ в допуске на престижные мероприятия, например, на Олимпийские игры и др.) В отличие от дипломатических или политических методов воздействия, нацеленных прежде всего на снижение легитимности или авторитета страны-нарушительницы, экономические санкции призваны побудить ее отказаться от приведших к их наложению действий посредством нанесения ей материального ущерба... Ввиду отсутствия глобального "врага" (у США. - прим. Ломсадзе Д.Г.), противоборство с которым определяло цели и направленность санкций в эпоху "холодной войны", после ее окончания американские правящие круги применяли их, исходя из собственной оценки угроз национальной безопасности США и стремления использовать торгово-финансовые ограничения в качестве средства управления конфликтами на региональном уровне. Основанием для их введения против того или иного государства может служить форма его общественно-политического устройства, характер правящего режима или действие, которое американское законодательство квалифицирует как противоправное… Многообразие действовавших в 1990-е гг. режимов экономических санкций, наряду с отсутствием четко обозначенных пределов их использования и зачастую весьма расплывчатой формулировкой целей, серьезно затрудняет оценку их эффективности. Обычно применение принудительных экономических мер считалось успешным, если подверженное им государство выполняло предъявленные ему требования. Условность такого критерия очевидна, поскольку на практике торгово-финансовые ограничения никогда не приводили к желаемому результату сразу после введения санкций. Их воздействие, как правило, сказывалось только по прошествии определенного периода времени, в течение которого подвергались коррекции первоначальные цели санкций, складывалась иная международная обстановка, изменялись внешнеполитические приоритеты вводивших их стран. Кроме того, они редко применялись отдельно от других средств давления на государство-нарушитель, включая использование вооруженных сил, поэтому было бы неверно относить все перемены в его внешней или внутренней политике только на счет санкций... Эффективность экономических санкций зависит от множества разных факторов, связанных, с одной стороны, с характером установленного режима принудительных мер, а с другой, - с положением страны, против которой они направлены. Коллективные санкции являются более действенными, чем односторонние, поскольку выглядят гораздо менее предвзятыми по отношению к государству-нарушителю и при их неукоснительном выполнении серьезно ограничивают его. Однако добиться консенсуса по их принятию крайне трудно, о чем, в частности, свидетельствует небольшое число случаев их использования Советом Безопасности ООН... С санкциями, которые США вводили в одностороннем порядке, дело обстояло гораздо хуже. По подсчетам, за период 1970-1996 гг. наложенные Вашингтоном санкции не достигли официально заявленных целей в 87 % случаев. Даже с учетом специфических условий "холодной войны", когда СССР приходил на помощь тем странам, которые подвергались давлению со стороны США, такие показатели не впечатляют. Вряд ли можно говорить о существенном повышении эффективности санкций и после окончания биполярного противостояния. Находившаяся под воздействием американских санкций иранская экономика, например, выглядела в конце 1990-х гг. куда более здоровой, чем хозяйство ряда стран, которым США помогали. Иран вывозил до 2,6 млн. баррелей нефти в день, направляя доходы от ее продажи на развитие производства и обслуживание внешнего долга. По словам бывшего иранского министра финансов, очевидно, что экономическое, психологическое и политическое воздействие американских санкций не привело к ожидавшимся результатам и не трансформировало режим". Для того, чтобы быть действенным средством политического давления на суверенное государство, экономические санкции должны, во-первых, создавать видимую угрозу или наносить реальный ущерб его экономике и, во-вторых, убеждать его правительство в неприемлемости таких потерь". Не думаю, что американцы смогут убедить в этом сегодня Россию и Путина!
Подготовил Дмитрий ЛОМСАДЗЕ, директор Центра межрегиональных исследований Воронежского государственного университета
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|