 |
05.03.14
Михаил Басарев: Помогал солдатам в службе и не потерял ни одного человека
К 25-летию окончания выполнения советскими войсками боевых задач в Афганистане
«Время выбрало нас, Закружило в афганской метели. Нас позвали друзья, Мы особую форму надели. И в огне трудных горных дорог Своей кровью кропили походы. Не заметили в вихре тревог, Как минуты прессуются в годы…» ═══════ Из "афганских" стихов Процитирую один документ, характеризующий военно-политическую обстановку в Афганистане в 1982-1983 годы: "Афганская правительственная армия удерживала при советской поддержке только столицу и провинциальные центры. Повстанцы контролировали сельскую местность, гористую и труднодоступную. Рейды советских войск против партизан, как правило, не достигали успеха. Моджахеды растворялись в горах. Советская 40-я армия несла потери. Повстанцы обстреливали советские транспорты, нападали на небольшие отряды и гарнизоны. Некоторые группировки, в частности, концентрировавшаяся в Панджшерской долине армия таджикского полевого командира Ахмад Шаха Масуда, вела успешные бои и с целыми советскими дивизиями". Именно в этот период, а точнее – 19 августа 1982 года, военно-транспортный самолет ИЛ-76 приземлился в аэропорту столицы Афганистана города Кабула, где меня, 30-летнего капитана, встретил старший лейтенант Боев Сергей Васильевич, командир 2-й ИАР (инженерно-аэродромной роты) ОИАБ (отдельного инженерного-аэродромного батальона) ВВС 40-й армии, другое обозначение - в/ч пп 77926. Через два часа на попутной паре боевых вертолетов Ми-24Д мы перелетели на аэродром "Баграм", где размещался штаб в/ч пп 77926 и рота, командование которой мне нужно было принять в течение трех дней.
Капитан Басарев М.В. на стоянке автомобилей перед подъемом на перевал Саланг
Первым боевым заданием для меня и моей роты было обеспечение боевых вылетов вертолетов в Панджшерскую долину для уничтожения группировок моджахедов. Один взвод роты на складе боеприпасов снаряжал патронами пулеметные ленты вертолетов, вернувшихся с вылета. Другой поддерживал в боевой готовности летное поле, с которого осуществлялись взлет и посадка вертолетов. Для этого использовались три АКПМ (автомобильные комбинированные поливомоечные машины). Температура воздуха доходила до +450С и вода, вылитая на грунт, испарялась после взлета и посадки двух пар вертолетов. Пыль поднималась столбом и мешала работе вертолетов и обслуживающего персонала. Третий взвод в ночное время выполнял задачу по разгрузке самолетов, доставлявших из Союза боеприпасы. Операция шла длительное время, физическая и психологическая нагрузка на солдат ложилась огромная. Я и мои заместители - зампотех старший лейтенант Сергей Бодак, замполит старший лейтенант Сергей Балановский - постоянно были с подчиненными, им часто приходилось подменять уставших бойцов. Семилетний опыт командования ротой помогал мне в решении возникающих технических, воспитательных и продовольственных проблем. С поставленной боевой задачей подразделение справилось успешно, за что весь личный состав был поощрен командованием. В октябре 1982 года в роту прибыло молодое пополнение. В итоге ее численность составила более 150 солдат и двенадцать офицеров и прапорщиков. При знакомстве с личным составом выяснилось, что под моим началом служат представители более двадцати национальностей и народностей, разного года призыва. Многие оружие в руках держали только во время принятия присяги. И тогда я сформулировал для себя главную задачу: помогать солдатам в службе и не потерять ни одного человека! Дисциплина, порядок и ответственность помогли мне достичь решения этой задачи. Конечно, нужно было подходить к делу разумно, без перегибов. Принцип - делай как я и будь ближе к людям — помогли мне в этом. Для меня, как и для молодых солдат, трудно было совместить караульную службу с выполнением повседневных задач. Первые две недели много времени и днем, и ночью проводил в караульном помещении - при смене караула, несении службы часовыми. Создал в казарме класс для подготовки караула. За его создание мне была объявлена благодарность от начальника тыла ВВС 40-й армии подполковника Лагойда М.И. Почему я так много уделял внимания караульной службе? Дело в том, что ею я занимался только во время учебы в училище. В Союзе "инжбат" (так сокращенно называли ОИАБ) с марта по ноябрь находился на объектах строительства, а с ноября по март занимался ремонтом техники и приемом строительных грузов. Караулов в моей воинской части не было вообще! Помимо караульной службы и обороны участка авиационного гарнизона личный состав занимался строительством и ремонтом элементов летного поля из аэродромных плит ПАГ-14 и К-1-Д (металлических), разработкой карьеров для подвоза ПГС (песчано-гравийная смесь), обеспечением гарнизона питьевой водой, разгрузкой грузов и продовольствия с прибывающих из Союза самолетов, а также подвозом материальных ценностей и продовольствия со складов, расположенных в гарнизонах на территории Афганистана. В конце ноября 1982 года я был назначен начальником автоколонны из десяти машин для доставки в часть продовольствия со складов, расположенных в нашем гарнизоне г.Пули-Хумри. Маршрут пролегал через знаменитый перевал Саланг, расположенный на высоте 3363м над уровнем моря. Затяжной подъем до главного тоннеля составляет примерно 60 километров. Грузовики движутся со скоростью четыре-пять километров в час как вверх по серпантину, так и вниз. Перепады высот очень велики. Никакие тормоза не удержат груженный "КамАЗ", если он вдруг покатится вниз. А если мотор "не вытянет" на подъеме, то фура покатится вниз и будет мять и сбрасывать в пропасть идущие за ней грузовики. Большинство галерей (тоннелей) сделаны на Саланге для защиты от камнепадов, селей, которые бывают здесь довольно часто. Многие из них имеют отдушины для поступления воздуха.
Командный состав роты на стрельбах
Главный многокилометровый тоннель Саланга хранит память о советских воинах, не раз здесь погибавших от удушья. Первый случай массовой гибели произошел еще в 1980 году при вводе советских войск. В середине узкого темного тоннеля произошла авария и колонна встала. Из-за отсутствия боевого опыта приказ о том, чтобы водители заглушили двигатели боевых машин, пришел очень поздно. Угарный газ наполнил тоннель и произошла трагедия. 3 ноября 1982 года она повторилась. Спуск под уклон на Саланге столь же нелегок, как и подъем. Остается лишь поражаться мастерству советских водителей-солдат, проводивших зимой по Салангу колонны многотонных машин. Поэтому подготовка к маршу была очень серьезной и проведена в короткий срок. В пункт назначения колонна прибыла без происшествий. Ночевали на охраняемой стоянке вне гарнизона и поэтому не попали под обстрел гарнизона моджахедами. Утром быстро загрузились и отправились в обратный путь. На Саланг нас не пустили, так как был не наш день. После трагедии движение регулировалось по четным дням в одну сторону, по нечетным - в другую. Ночевали в кабинах. Утром под одной машиной нашли автомат Калашникова китайского производства, такие были у моджахедов. Тщательно проверили все автомобили и двинулись в путь. Во время спуска с перевала попали под обстрел снайпера, по рации передал информацию боевому охранению колонны, опасность была устранена. Спустились с перевала к подножию примерно к 17 часам, до Баграма оставалось каких-то два часа езды. Уговорили начальника блок -поста, чтобы выпустил колонну, так как после 18.00 движение было запрещено. Вышедшая на час раньше нас колонна попала под обстрел из "зеленки". К месту обстрела наша колонна подошла, когда бой уже заканчивался. Одна из пуль перебила рулевую тягу КрАЗа-255, который замыкал колонну. Старший машины лейтенант Владимир Задорожный и водитель своими силами смогли устранить повреждение с помощью алюминиевой проволоки. Догнали колонну, которая ушла вперед на пять километров, и встали в строй. Задача по проводке колонны была выполнена без потерь. Перед молодежью сегодня возникает много вопросов, связанных с историческим прошлым нашей страны. В потоке информации иногда трудно разобраться, где - правда, а где - ложь. Что же сегодня стоит за понятием "Афганская война"? Политика, героизм, бюрократизм, безразличие, мужество, долг, подвиг?.. Молодежь узнает об Афганской войне из уст старшего поколения. Но этой информации недостаточно. Важно донести не только сухие факты, цифры, но и свое видение того, как война влияет на психическое состояние человека; чувства тех, кто вспоминает Афганскую войну и время, проведенное на ней. Из встреч с молодежью знаю, что их все интересует: в каких географических условиях находились советские военнослужащие, какая использовалась боевая техника, какую выполняли работу, как проходил вывод войск, какая политическая обстановка складывалась в мире вокруг событий в Афганистане? В средствах массовой информации того периода, когда шла Афганская война, информация была неполная, а иногда и неправдивая, о многом народ узнавал из уст возвратившихся домой военнослужащих. Сейчас много открытых достоверных источников, но важны не только документальные описания событий девятилетней войны, но и нравственная оценка со стороны самих "афганцев". Чтобы современная молодежь понимала, что политические оценки Афганской войны могут со временем меняться, но незыблемым остается то, что и на этой войне были проявлены лучшие качества русского воинства, что ратный подвиг советского солдата и офицера заслуживает самой высокой оценки.
Биографическая справка
Басарев Михаил Владимирович, полковник в отставке. Родился 15 июля 1952г. в г.Хабаровске в семье военнослужащего. В 1969г. окончил среднюю школу N71 г.Воронежа. Окончил Воронежское ВАТУ по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей", квалификация техник-механик (1972г.), Ленинградское высшее военное инженерное строительное Краснознаменное училище им. генерала армии А.Н. Комаровского по специальности "Строительные машины, механизмы и оборудование", квалификация инженер-механик (1989г.). В Афганистане - командир ИАР (инженерно-аэродромная рота) ОИАБ ТуркВО, место дислокации ≈ Афганистан, аэродром "Баграм" (с 19 августа 1982г. по 29 сентября 1983г.). Награды: орден "За службу Родине в ВС СССР" III степени, а также двенадцать медалей. С августа 1999г. - военный пенсионер. В настоящее время проживает в г.Воронеже.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 10 (2151), 05.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|