 |
28.12.15
От почтовой усадьбы до города-ансамбля
Круг чтения
В уходящем году издательство "Альбом" выпустило сразу две книги из серии "Воронежские зодчие". Одна посвящена забытому архитектору начала XIX века Василию Белокопытову, другая - Николаю Троицкому, поднявшему город из военных развалин XX столетия.
Павел Попов, кандидат исторических наук
Не очень знаменит своими постройками Белокопытов. Однако автор книги - профессор архитектуры ВГАСУ Виктор Митин - сумел показать весь масштаб деятельности незаурядного человека. Герой книги дважды занимал должность губернского архитектора: в 1793-1804 и в 1807-1808 годах. Он создавал новые планы города, развивая идеи первого генплана 1774 года. На других своих чертежах показал 80 казенных воронежских зданий, среди которых и Петровский цейхгауз, и губернские административные помещения Екатерининской эпохи. Есть почтовая усадьба, которая до сих пор осталась на главной улице; есть огромный дворец, ныне занятый Художественным музеем. А вот и тюремный острог, выстроенный в 1801 году самим Белокопытовым. Мало того, что автор книги поднял из глубин столичных архивов подлинные рисунки, воспроизвел их в книге и сделал научные выводы. Под руководством профессора во ВГАСУ воссозданы макеты всех этих зданий. А потом автор понял, что рядом со зданиями не хватает пешеходов и конных экипажей. "А что если не рисовать, а вылепить фигурки? - рассказывает он о том, как рождалась еще одна воплощенная идея. - Граждан Воронежа XIX века: мещан-ремесленников, купцов, священнослужителей, чиновников, военныхБ─╕" Вот так, благодаря и В.В. Белокопытову, и В.А. Митину, перед нами предстал облик живого города 200-летней давности. Вторая книга написана Виктором Митиным в соавторстве с коллегой Андреем Зелениным. Они предприняли попытку кратко, но достаточно информативно рассказать о творчестве архитектора, который оставил нам в наследство не двухэтажные домишки, а целый город, не заново отстроенный, а восстановленный из жутких руин. Нам посчастливилось, что Николай Троицкий стал главным архитектором Воронежа в 1943 году, когда город был освобожден от фашистского плена. Зодчий понимал ценность каждого поврежденного старого дома из числа тех, которые когдато с любовью прорисовывал Василий Белокопытов. Он же украшал Воронеж новыми монументальными постройками так, что весь город стал представлять собой единый гармоничный ансамбль. Это то, чего так не хватает городу современному: "точечная" застройка тут и там портит великий замысел Троицкого. Примечательно, что ранее, в 2005 году, "Альбом" выпустил прекрасную книгу воспоминаний Н.В. Троицкого, подготовленную к печати историком А.Н. Акиньшиным и профессором ВГАСУ Г.А. Чесноковым. Теперь новая книга А.Л. Зеленина и В.А. Митина, дополняя рассказ послевоенного творца, говорит о нем те похвалы, которые мемуарист не мог сказать сам о себе. Публикуются личные документы Троицкого, хранящиеся в архиве; многочисленные проекты и фотографии величественных зданий. Прослежено, как меняло облик здание ВГАСУ - бывшего ВИСИ. Его создал лично Троицкий. Там же он преподавал много лет. Видно также, как сильно были урезаны "ансамблевые" послевоенные замыслы, когда в хрущевское время началась борьба с "излишествами" в архитектуре. Обе книги, несмотря на разные сюжеты, роднит и общий сюжет: они доносят до нас высокий уровень двух строительных культур Воронежа. Вот почему они чрезвычайно уместны в наше время, когда ведется много споров о том, что можно и что нельзя строить в историческом центре главного города Черноземья.
Николай Троицкий пытливо смотрит с обложки на тех, кто портит его городБ─╕
Городской быт времен В. Белокопытова оживает вместе с почтовой конторой
Источник: газета "Коммуна", Б└√150 (26539) | Вторник, 29 декабря 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|