 |
25.12.15
Парадоксы "культурной столичности" Воронежа
Cоциум
В конце прошлого года в Москве на заседании Совета глав государств СНГ Воронеж и таджикский Куляб были объявлены культурными столицами Содружества Независимых Государств в 2015 году. В таком статусе Воронеж прожил 12 месяцев. Но оказалось, что только 28,9 процента воронежцев знают об этом.
Анатолий Хрусталёв
К такому не очень приятному выводу пришли сотрудники Института общественного мнения "Квалитас", которые методом телефонного интервью опросили 609 горожан старше 18 лет. Разумеется, чаще всего осведомлены были об этом люди с высшим образованием (36,6 процента). Впрочем, почти 42 процента горожан заявили, что краем уха слышали о своей "культурной столичности". Чаще всего так отвечали пожилые люди (более 45 процентов). Но всё же около 29 процентов респондентов узнали о статусе Воронежа только во время социологического опроса, который был проведён 18-19 ноября уходящего года. В соответствии с полученным статусом в Воронеже в 2015 году прошли фестивали (в том числе Платоновский), выставки (дети до сих пор вспоминают одну из них - "Воронеж - город-сад"), форумы (образовательный, например), виртуальные путешествия по странам СНГ (в том числе, естественно, по Таджикистану), "круглые столы", семинары, конкурсы, обмен опытом деятелей культуры и искусств из стран СНГ и многие другие события. При всём этом специалисты ИОМ выявили ещё один парадокс: то, насколько богата жизнь в культурной столице СНГ, вполне почувствовали только около 14 процентов воронежцев. Только каждый третий опрошенный ощутил небольшие изменения в культурной жизни Воронежа (чуть более 34 процентов). А вот 49,3 процента горожан никаких особых изменений в уходящем году не заметили. Не обидно ли? И что можно сказать по этому поводу? Возможно, объяснение кроется в том, что и до получения столичного статуса культурная жизнь Воронежа была насыщенной и интересной. И именно поэтому жители города не заметили значительных перемен в текущем году. Но ведь изменения были. Какие именно? Конечно, на этот вопрос сотрудникам ИОМ отвечали только те наблюдательные респонденты, которые увидели-таки что-то новое. Чаще всего они замечали увеличение количества культурных акций: фестивалей, выставок и т.д. (54 процента). Некоторые из них они восприняли как открытие для себя. Например, интересные программы для детей, пенсионеров и инвалидов в библиотеках. К ним они отнесли бесплатные уроки по танцам, рисованию в парке "Алые паруса", а также возможность посещать музеи ночью. То, что артисты посещали Воронеж чаще, чем раньше, заметили почти 16 процентов горожан. Да и в самом городе открывались театры, музеи, памятники (около 15 процентов). Некоторые респонденты отметили и повышение культурного уровня воронежцев (6,6 процента). При этом лишь немногие (менее двух процентов) отметили активность СМИ в освещении культурной жизни. Здесь мы с полным правом этот упрёк можем к себе не относить: кто-то, а "Коммуна" эту сторону жизни Воронежа (в том числе всё, что было как-то связано с Годом культуры и его культурной столичностью) освещала и освещает полно и серьёзно. Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать подшивку газеты за нынешний год или посмотреть публикации на её сайте. Между прочим, более 17 процентов респондентов порадовали и позитивные перемены в благоустройстве города. Хотя они прямого отношения к культурным акциям не имеют, но всё же работают на статус культурной столицы СНГ. Речь идёт о новых светофорах, пешеходных дорожках, переходах, ремонте центральных дорог, возведении школ и жилых высоток, сносе непритязательных киосков и многом другом. Любопытен расклад ответов жителей ещё на один вопрос: "Скажите, а лично на вас как-то отразилось то обстоятельство, что Воронеж является культурной столицей СНГ?" Он выявил ещё один парадокс. Оказалось, что подавляющее большинство воронежцев (почти 80 процентов!) не усмотрели в своей жизни особых изменений в связи с этим событием длиной в год. И самое печальное состоит в том, что именно молодые люди в возрасте от 18 до 29 года чаще всего проходили мимо культурных акций (почти 85 процентов), и все усилия администрации города и активистов остались за бортом их жизни. Что же делать в такой ситуации? Казалось бы, самый эффективный путь - повышать информированность о культурных программах. Однако, как ни странно, высокий уровень информированности о проходившем летом Международном Платоновском фестивале (о нём ничего не знали только 16 процентов воронежцев) не обеспечил массовой посещаемости его культурных акций. Подавляющее большинство воронежцев (88 процентов) в нём участия не принимали. Грустно оттого, что для них, похоже, общественная жизнь, причём даже в самых ярких её проявлениях, безразлична. Вовлечены, по мнению специалистов ИОМ, в социальное, культурное, творческое движение только активисты, некий костяк, составляющий примерно 20 процентов горожан.
Источник: газета "Коммуна", Б└√149 (26538) | Пятница, 25 декабря 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|