 |
25.12.15
Батя
Цирковые истории | Воронежец артист и гимнаст Константин Бирюков оказался настоящим новатором в своём творческом деле
Виктор Силин
Парторг Харьковского госцирка Л.Я.Гольдберг на одном партийном собрании творческих и технических работников подведомственного ему коллектива в 1934 году инициировал идею о том, что хорошо было бы наладить выпуск собственной газеты. И даже название придумал - "Советский цирк". Товарищам по парторганизации предложение показалось заманчивым, в смысле, рекламе можно было бы отводить не какие-то полсотни - сотню строк, а все четыре газетные страницы. Недолго думая, чтобы ни на кого не переложили данное поручение, в президиум собрания поступило предложение: товарищу Гольдбергу и бразды правления в руки, - по совместительству поручается занять и редакторский пост. Директор Харьковского госцирка товарищ Яшинов данное предложение поддержал. Так, решением местной парторганизации в январе 1935 года вышел в свет первый номер "Советского цирка". Я бы не стал столь подробно рассказывать о восьмидесятилетней давности случае, если бы в этой самой газете (тираж у неё был 1200 экземпляров, удивительно просто как один из них сохранился до наших дней) не напечатали заметку под заголовком "Круффи". Автор её, хоть и подписался псевдонимом "К.П.Пирогов", не кто иной, как воронежец, известный цирковой артист Константин Павлович Бирюков. Заметка же эта ценна прежде всего тем, что в ней сам создатель знаменитой акробатической группы "Круффи" - а не в чьём-то пересказе - рассказывает о том, как всё у него и его товарищей по номеру начиналось. Поэтому её и процитирую, полностью сохраняя авторский стиль: "Я работал на заводе слесарем, потом помощником механика и последнее время - механиком воздушного компрессора (имеется в виду Воронежский завод имени Ф.Э.Джержинского. - В.С. ). Окончил Сталинградский техникум физкультуры и снова вернулся на завод. В то время к нам, в Воронеж, приехал один турнист (Дрыгин), который работал в цирке уже года полтора. Мы стали делать номер. Я как слесарь сделал аппарат, а он как более опытный взял на себя художественное оформление номера. Мы создали номер за восемьдесят дней. После этого к нам присоединился ещё один партнёр - Козявин, и втроём мы выехали работать в Ижевск, работали ещё в трёх городах и подписали контракт УЗП, взяв ещё четвёртого партнёра - Григорьева, старого работника, воздушного гимнаста, турниста и акробата. Вчетвером мы работали на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири и по всему Уралу. Когда остро встал вопрос с кадрами, мы взяли ученика в Томске. Он ничего не умел делать, мы учили его, и через год он стал уже хорошо работать. Сейчас ему 15 лет. Так мы и работали пятеро. В 1932 году подписали договор с ГОМЭЦом. Для вполне художественного состояния номера нам понадобился шестой человек, и с 1932 года работаем вшестером. Были в Москве, Ленинграде, Иваново-Вознесенске. Принципы построения номера у нас совершенно новые. Мы не пошли по стопам старых артистов. У нас в номере нет "хозяина": у нас все - хозяева. Несмотря на такую систему, которую многие находят непрочной, мы работаем со старыми партнёрами уже несколько лет. Я только руководитель для дирекции, но каждый мелкий вопрос мы решаем на своих совещаниях. Руководство номера, поправки и т.д. вносятся каждым из нас. Художественное оформление номера сделано Дрыгиным, как наиболее опытным из нас. Наша труппа "Круффи" внесла в цирк новые темпы работы. До нас никто так не работал: у нас турник не пустует. Это очень понравилось в Москве. Обычно турнисты работают так: один отойдёт от турника, потом подходит другой. От этого принципа мы отошли первые". В последнем абзаце цитаты как раз и говорится о новшестве, которое ввели в артистическую практику турнисты под руководством Константина Бирюкова. И здесь нет никакого хвастовства или самолюбования. Впоследствии во все три издания энциклопедии "Цирк" войдёт то, чем прославился коллектив вот в такой формулировке: "Круффи" выступали в чрезвычайно быстром темпе (30 трюков за 5 минут), исполняли синхронно ризенвелли (или ещё его называют "солнце": полный оборот на руках тела исполнителя вокруг перекладины турника . - В.С. ) всем составом". Но в начале тридцатых артисты под руководством Константина Бирюкова выполняли, как он сам говорил, "30 трюков под галоп за 7 минут. И это ещё не предел. Работаем мы и над новой комбинацией: переходом с одного турника на другой". Выходит, что поставленную задачу "Круффи" выполнили, улучшив свой результат на две минуты: вместо семи их 30 трюков стали впоследствии занимать пять минут. Бешеный темп! Рекорд был поставлен! И что показательно: каждый из шести членов "Круффи" мог сделать все трюки от начала и до конца, то есть в их творческом коллективе была полная взаимозаменяемость, чем Константин Павлович Бирюков очень гордился: "Но мы всё время работаем над новыми групповыми комбинациями, - говорил он не без гордости, - совершенствуемся, добиваемся такой синхронности, чтобы наш номер со всех точек зрения был безукоризненным". И добились-таки своего! В 1939 году, 20 ноября, в центральной газете "Известия" появился Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении артистов и работников Главного управления государственных цирков". В эти дни в стране как раз отмечали двадцатилетие советского цирка. Орденами и медалями был награжден 181 человек и среди них - наш земляк Константин Бирюков, удостоенный медали "За трудовое отличие". За три недели до этого - 28 октября - ему исполнилось тридцать лет. В то самое время в областной газете "Молодой коммунар" появилась статья художественного руководителя Воронежского госцирка Яна Бреслера. Рассказывая о двадцатилетнем периоде советского циркового искусства в Воронеже, он особо выделил молодых артистов-земляков: "Десятки артистов, завоевавших любовь публики, выдвинула из своих рядов и молодёжь Воронежа. Достаточно назвать группу турнистов "Круффи" и её руководителя Константина Бирюкова, братьев Макеевых, художественно-скульптурную группу "Марианно", возглавляемую Николаем Хибиным, дрессировщицу Тамару Эдер. Они пришли с фабрик и заводов, из колхозов и учебных заведений, принеся с собой на арену смелость и отвагу, комсомольский задор - лучшие качества молодежи социалистической Родины. Благодаря им неузнаваемы стали программы представлений: голое трюкачество и внешний эффект, что главным образом преследовали иностранные мастера, теперь отменены, как явления, чуждые советскому искусству. Ловкость, сила, красота - вот отличительные качества наших мастеров". Да и сам Яков (настоящее его имя) Бреслер был тогда так же молод, как и те, о ком он писал в газете. Хотя уже пятнадцать лет выступал на арене, являлся разножанровым артистом - акробатом, эквилибристом, жонглёром, клоуном. В Воронежский цирк Бреслер пришел в 1937 году как инспектор манежа, а через два года стал художественным руководителем. Яков Давыдович - так по имени-отчеству назвали его к тому времени - организовал и мастерскую по выпуску новых номеров. С этого момента в Воронежском цирке и была заложена эта традиция.
Константин Бирюков, Алексей Козявин и Павел Дрыгин. Чита, 3 декабря 1931 года
До гастролей группы "Круффи" в Харькове, в других городах не раз происходили казусы. В афишах рядом с названием коллектива "Круффи-6" значилось пояснение: германские турнисты. Это - не ошибка. В то время - конец двадцатых - начало тридцатых годов прошлого века - в сознании публики ещё сильно было убеждение на тот счёт, что лучшие цирковые артисты - зарубежные, и нашим с ними тягаться не стоит. Но подобное утверждение было далеко от истины. К тому времени отечественный цирк уже восходил на вершины мастерства. И ярким примером могла служить та же группа турнистов "Круффи". Почему "Круффи"? Летом тридцать четвертого - конец июня - начало июля - ребята выступали в цирке шапито в Калинине. Вместе с ними тогда работали на арене знаменитые эквилибристы на проволоке "Орландо", воздушные гимнасты Сав, эквилибристы с лестницей "Ротбертс". Но наибольший успех выпал на долю воронежцев. И потому журналистка "Пролетарской правды" Н.Кавская отправляется брать интервью у Константина Бирюкова. Естественно, что в первом же её вопросе прозвучало, почему артистов "Круффи" администрация цирка рекомендует публике в качествеБ─╕ германских турнистов? На что Бирюков с улыбкой объяснил: - Всё очень просто. Название своё мы сложили из начальных имён участников коллектива: Костя, Роман, два Фёдора и Иван. В начале вроде бы в шутку зазвучало непонятное слово "Круффи", а получилось название артистической группы.
(Окончание следует).
Источник: газета "Коммуна", Б└√149 (26538) | Пятница, 25 декабря 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|