 |
16.12.15
Они защищали Родину. "Я должен был увидеть войну"Б─╕
Дневник и карандашные наброски военного художника-уральца Валентина Зимина рассказывают о малоизвестных героях операции "Малый Сатурн"
Дмитрий Шеншин Верхнемамонский район, Воронежская область
Передо мной - фронтовой дневник художника-уральца Валентина Зимина, его рисунки, сделанные в затишьях между боями, а порой и под бомбежкой или артобстрелом. Дипломник Всероссийской академии художеств в Ленинграде, он ушел на фронт добровольцем, где стал командиром саперного взвода. После ранения и госпиталя служил в 195-й стрелковой дивизии, принимавшей участие в операции "Малый Сатурн" в декабре 1942 года. Дивизия занимала позиции на западной окраине Верхнего Мамона. Затем значился заведующим библиотекой и художником клуба 4-го гвардейского стрелкового корпуса. По архивным документам, В.В.Зимин пропал без вести в августе 1943 года. Но со слов его ординарца, во время перехода на новое место службы заместителем командира по политчасти, Зимин попал в зону артиллерийского обстрела и погиб от прямого попадания снаряда. Изо дня в день Валентин Зимин заполнял альбом рисунками и вел страницы фронтового дневника - то подробные и обстоятельные, то скупые и лаконичные, даже без указания даты и места записи. Дневнику он доверял свои самые сокровенные мысли. На одной из страничек спешно, но разборчиво написано: "Я должен был увидеть войну, и я её увидел. Теперь я должен её изобразить - написать главную картину жизни. Я готов носить холст с собой через все походы и писать. Я уверен в значительной моей помощи Родине. Я знаю, что моя картина будет самой нужной по окончании войны. Но пока что у меня есть только карандаш и бумага". Последняя запись в дневнике сделана в конце июля 1943 года, незадолго до гибели. В июле Валентин Зимин в числе делегации фронтовиков-уральцев приехал в Свердловск и оставил жене свои дневники и альбомы с рисунками. Третьего августа Зимин возвратился в часть, а через несколько дней погиб. Из дневника Зимина: " Б─╕Только что бомбили. Первая бомба упала за Доном, вторая на нашем берегу, третья у домов, и когда я лег, ахнула четвертая, напротив штаба, посредине улицы. У часового оторвана кисть правой руки, рана в живот. Ранен начальник штаба - легко, в лоб. Ранен писарь. Случайная бомба, а сколько потерь. Б─╕Был ясный день. Летали фрицы, бомбили. Разбит дом через две хаты от моей, напротив штаба. К счастью в хате не было даже местных жителей, все ушли кто куда. Б─╕Напротив моих окон на переправе через Дон сбит фриц. Летчик сгорел, остальных взяли в плен, один с тремя крестами. Потом у самолета был взрыв, погибло наших. Б─╕Вчера итальянцы, чей корпус стоит против нас, предприняли контратаку шестью группами. Но наши "славяне" отбили атаки, вышибли их из окопов, взяли пленных и заставили отойти в чистое поле, фактически прорвав их оборону без всякой подготовки и находясь под бомбежкой и обстрелом "мессеров". Сегодня в 8 утра фрицы вновь прилетели, высыпали бомбы на окраину села и ушли, скрывшись в тумане. Б─╕Вчера, возвращаясь из штаба полка, попал под обстрел. Страха не было, но пролетающих снарядов ждал с тревогой - куда ударит? Падали все метров за 40 - перелет. Б─╕Первым зашел в освобожденное село, впервые увидел радость и волнение снова свободных мужчин и женщин. Заходя в дома, видел, как расцветали в людях надежда и счастье, как на глазах навертывались слезы, как крепко жали мою руку, все спрашивая: "Неужели? Неужели?.." Село заняли разведкой, в которой я участвовал с оружием в руках. Есть пленные. В альбоме Зимина - 136 рисунков. На двенадцати из них - пометки: "В. Мамон", "Ср. Дон", "Переправа через Дон", "16.XII.42", "Наступление" и другие, которые подтверждают, что рисунки сделаны в нашей местности. Простым мягким карандашом в школьных альбомах для рисования. Некоторые из них находятся среди текста дневниковых записей как иллюстрации изложенных событий. В них - непосредственные эпизоды боев, бытовая сторона войны и люди, участники фронтовой жизни, марши пехоты, военные дороги, переправы через реки, холодная зима, жаркое лето, слякотная осень. Все рисунки лишены академичности и внешних эффектов. Каждый несёт в себе настроение, вызывает разные чувства: гнев, сожаление, радость победы. Вот бойцы вытаскивают на руках из оврага орудие - в быстром наброске удивительно точно показано напряжение всех сил группы бойцов. На одном из рисунков "Почта!" в центре изображен боец с высоко поднятым письмом, вокруг него радостное возбуждение, кто-то ринулся навстречу почтальону, пожилой боец уже читает весточку из родного дома. Под рисунком - пометка: "Зима на Ср. Дону". Заснеженное поле с редкой растительностью. Останки боевой техники. Красноармеец в шапке-ушанке, в ватнике и валенках, с автоматом на груди конвоирует двоих итальянских военнопленных. На другом рисунке - надпись: "14.XII.1942. В. Мамон". Трое красноармейцев в маскхалатах, с автоматами в руках внимательно изучают карту. На следующей странице альбома - портретный рисунок того же красноармейца в маскхалате с подписью: "Емельянов П.Ф.". Верхнемамонские сюжеты объединены одной темой: переправой войск через Дон и началом наступления. "16.XII.42. В.Мамон". Сельская улицы, хаты под соломенными крышами. На переднем плане - танк под Б└√ 30 с экипажем, готовым к бою. "Через Дон! 195 СД". Штриховой набросок крутого берега Дона и стремительная атака красноармейцев на подъёме с веревками в руках. "Через Дон на исходный рубеж. 14. XII.42". Четко прорисован Дон с воронками на льду от разрыва бомб и его крутой берег. Красноармейцы в шинелях и касках, с оружием в руках, целой колонной устремились к правому берегу. Сразу три рисунка: "Наступление. Пошли! 16.XII.42". Заснеженное поле правого берега Дона. Переправа уже позади. Группы бойцов, с винтовками наготове, стремительно продвигаются вперед. Вокруг взрывы снарядов, а рядом убитые товарищи. А вот бытовые, почти мирные зарисовки. "В. Мамон. 8.XII.42". Сельская улица, заваленная снегом. Утонувшие в снегу хаты со скворечниками на крышах. А посреди улицы - полевая кухня с дымком из трубы. Трое бойцов готовят обед. По роду своей службы Зимин часто перемещался - редкая возможность на войне. Для художника - это необходимость творчества, встречи с новыми людьми. В альбоме Зимина несколько десятков портретных рисунков - от рядового до генерала. Это разведчики, танкисты, повара, сапожники, медицинские сестры, младшие и старшие командиры. И дети. Их в портретной галерее несколько. Два рисунка сделаны в Верхнем Мамоне. Группа мальчишек варит в котелке концентраты, подарок красноармейцев. Поражает правдивостью зарисовка "Мальчики". Двое мальчишек, склонившись друг к другу, что-то внимательно рассматривают в своих руках. Только острый взгляд талантливого художника мог выхватить миг душевного состояния человека. "Видел две группы пленных итальянцев. Синие плащи, шинели, черные пилотки. Изможденные лица, у большинства почти радостные глазаБ─╕ Интересная фигура пленного итальянского капрала в накидке с оторванным рукавом (наши "славяне" так постарались, что рукав оторвали, но его не отпустили). Он был старшим - один из 30 солдат остался в живых. Ходит и говорит всем: "Италия, Италия! Гитлер капут!" Рисунки Зимина публиковали фронтовые газеты и боевые листки. Нередко автор дарил свои рисунки героям сюжетов, которые потом в письмах-треугольниках разлетались по всей стране. 14 мая 1943 года В.В. Зимин был награжден медалью "За боевые заслуги".
Наброски в альбомах, записки во фронтовом дневникеБ─╕ Это не просто репортаж с места событий, дошедший до нас сквозь десятилетия. Это живые документы истории героического подвига советского солдата в Великой Отечественной войне. Каждая строка, каждый штрих карандаша несут в себе нелегкое раздумье художника, стремившегося образно осмыслить главное - суть человека перед страшным ликом войны.
В.В.Зимин. Автопортрет.1942 год
Зима на Среднем Дону
Разведчики. 14.12..42. Верхний Мамон
16.12.42г. Верхний Мамон
151. Походная кухня
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|