 |
09.12.15
Созидание в ритме хип-хопа
Фестиваль | На "Мандельштамфесте" учили читать рэп
"Фристайл - не просто "прикольная тема", он развивает мозг", - такую фразу услышала я на днях. Неудивительно, что на современном поэтическом фестивале, придуманном в честь Осипа Мандельштама, оказалась представлена казавшаяся такой далёкой от него хип-хоп-культура. Два дня проходили мастер-классы по искусству фристайла и созданию рэп-песен.
Анна Маркова
Первый из них, под названием "Сила слова", провёл хип-хоп-исполнитель Максим Захаров, известный под псевдонимом Зиновий Густава, а также как MC MoonStar. Лекция Максима - это выдержки из его авторского курса с тем же названием, который он ведёт в родном Санкт-Петербурге. Максим рассказал мне, что на курс в Питере, к его удивлению, пришли и уже известные рэперы, и люди, по своей профессии далекие от музыки: например, охранник из бара. - Основная идея моего курса - создание творческой атмосферы и работа над уровнем импровизации, - поведал MC. Согласитесь: для того чтобы начать творить, нужен креативный настрой. Для его создания Максим посоветовал слушателям ряд фильмов к просмотру. "Скретч", "Ничто из ничего", "Дикий стиль" и ещё несколько вошли в список "обязательных". В дополнение Максим предложил посмотреть "Ноториус", "Голос улиц" и "Выход через сувенирную лавку". Затем Мунстар поделился одной своей хитростью, как легче фристайлить: - Сразу подумать, каким будет последнее слово в строчке, и на него уже придумать рифму, - Максим на ходу приводил примеры. Конечно, всё не так просто, ведь помимо рифмы, нужно и следовать определенной логике - не утратить смысл, соблюдать выбранный ритм. Несколько смельчаков из зала попробовали выполнить "простое" упражнение. С ходу выдать забойный фристайл - связный, зарифмованный текст, как убедились участники и зрители, не так просто - чтобы всё получилось, нужно тренироваться. - Если есть какая-то трудность, например, сочинять на ходу, то это только потому, что мы не заставляем себя этого делать! Нужно практиковаться, и тогда мозг будет лучше работать! - убеждён рэпер. Были затронуты и проблемы, с которыми сталкиваются новички: "не знаю, о чём писать песню", "не получается читать рэп", "написал текст, а он - слишком простой". Максим предложил длинный и короткий пути решения. Первый - выбрать форму из тех, что уже известны - рассказать историю в своей песне или поведать о себе, продвинуть суперидею, написать текст, который можно было бы назвать исповедью. Или как вариант написать песню, в которой бы сочетались несколько из этих вариантов. А второй путь - взять пример с уже написанной кем-то песни и таким образом учиться. Например, дописать куплет и подставить другую музыку. Результат можно считать не плагиатом, а "видением" созданного кем-то ранее инструментала. Для этого явления есть понятие - микстейп. - Текст можно, конечно, написать совсем "имбицильный", но можно и отнестись к задаче творчески. Все-таки это созидательный процесс. Сравнить его можно с собиранием конструктора, - рассуждал рассказчик. Для совершенствования произнесения текста и улучшения его качеств Максим посоветовал переслушивать и анализировать написанную песню, критиковать своё творение. Обязательно дать послушать друзьям и знакомым, выслушать их отзывы. Открытием для меня стало то, что знаменитые движения хип-хоп-исполнителей - не просто сложившееся правило держать себя на сцене, а некий метроном. "Тело само подсказывает вам, как попасть в ритм", - сказал Мунстар. Подытожил свой рассказ Максим так: - Рэп - это некое трехмерное пространство: рифма, смысл и "рыба". "Рыбой" называют темпоритм и интонацию, с которой произносится текст. Главное, понимать, что он должен украшать музыку, но ни в коем случае не идти с ней вразрез. Здесь очень важна интонация. На следующий день мастер-класс по фристайлу провёл Лев Киселёв, он же Re-pac, призёр многих хип-хоп баттлов и организатор первой в России фристайл-школы. Он решил провести занятие в практической форме. Выйдя на сцену, от простого к сложному учились фристайлу все желающие. Оказалось, занятие это довольно увлекательное: в борьбе по принципу "на выбывание" участники были заинтересованы "шевелить мозгами": в поисках нужной рифмы участники чувствовали себя конкурентами, и каждый старался придумать что-то интересное. В одну из ночей "Мандельштамфеста" несколько российских хипхоперов вышли на сцену Камерного театра. Были среди них и знакомые нам MC MoonStar и RE-pac. Совсем по-новому звучали стихи классиков -Александра Блока и Владимира Маяковского, Марины Цветаевой и Иосифа Бродского. Наверное, самым неожиданным сюрпризом для кого-то стало новое прочтение пушкинских и лермонтовских строк. И тут оказалось, многие в зале знают эти стихи.
Максим Захаров. Фото Михаила Квасова
Источник: газета "Коммуна", Б└√142 (26531) | Четверг, 10 декабря 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|