 |
26.11.15
Сеяли разумное, доброе, вечное
Книжная полка
Воронежский государственный педагогический университет выпустил книгу "История Бобровского педагогического училища 1914-1957 гг.". Ответственным редактором и составителем её является выпускник БПУ 1954 года, а сейчас почётный профессор ВГПУ Илья Бегенев. Книга делится на две части: "История", которую написали три автора, и "Воспоминания" - здесь девять авторов.
Зинаида Ткачёва, историк-краевед г. Бобров
Читается коллективный труд легко и с интересом. В нём много фактического материала из архивов, убедительные доводы, подкреплённые выкладками и цифрами, за которыми стоит большой труд авторов, особенно И.М.Бегенева. Ему и принадлежат первые пять глав. При чтении первой удивляешься и поражаешься кропотливой работе автора с архивными документами по становлению, преобразованию и развитию училища в досоветский период. Он также дает большой обзорный материал по обучению крестьянских детей и всей системе образования в Бобровском уезде с конца XIX века до 1914 года. Рассказывая во второй главе о преобразованиях и переименовании педучилища в далёкие 1920-е годы, составе преподавателей, их квалификации, преодолении трудностей в учебном процессе, кадровых перестановках, материально-технической базе и борьбе за качество подготовки будущих учителей, Илья Бегенев обстоятельно обосновывает вывод о необходимости открытия подготовительных курсов при БПУ. Далее речь идёт о трудных 1930-х, о тяжёлой жизни и быте училища в годы Великой Отечественной: эвакуация, голод и холод, возвращение в Бобров, преодоление трудностей этого периода. Учились студенты самозабвенно, невзирая на послевоенную разруху. То, что учёба студентов была не утомительной обязанностью, а внутренней потребностью - заслуга преподавателей училища. Илья Михайлович, обладая прекрасной памятью, приводит интересные примеры познавательных лекций и уроков во время своего обучения в БПУ, а это ведь начало 50-х годов прошлого века. Удивительно, как он столько запомнил интересных случаев и методов ведения уроков по физике, математике, биологии, литературе. Как историку и краеведу мне импонируют чёткие хронологические рамки этой работы. Полностью раскрыта и обоснована документально история становления учебного заведения, и не сама по себе, а в тесной связи с историей страны и нашего края. Показана роль педагогического училища как подлинного очага духовно-нравственной культуры нашего Черноземного края. Многочисленные технические и творческие кружки, оркестры, хоры студентов занимали призовые места на многочисленных смотрах, получали грамоты, кубки и премии. А работы экспериментального учебно-опытного участка несколько лет экспонировались в Москве на ВДНХ. В первой же части книги есть живая и яркая статья "О бобровском прошлом" кандидата философских наук, доцента ВГУ, краеведа Вадима Колмакова. Родословная Вадима Борисовича уходит в далёкое прошлое Боброва. Свои детские и юношеские годы он проводил в Боброве у своих бабушек, которые являлись выпускницами "Мариинки" и всю жизнь проработали на бобровской ниве просвещения. В его статье дается чёткая, краткая и логически обоснованная история освоения Прибитюжья, история Боброва, его развития, планировки, архитектуры. Воспоминания Вадима Борисовича ценны ещё и тем, что проходят через историю его старинного рода Скрынченко, семейную династию, где есть такие известные личности, как Дмитрий Васильевич Скрынченко (1874-1947), русский богослов, журналист, историк и педагог. Вторая часть книги - это воспоминания учителей об их работе (Н.Третьякова) и учебе в БПУ, о том, как сбылись мечты детства в выборе профессии (В.Кузнецова)Б─╕ Через всю книгу проходит мысль о том, что всё-таки лучшие педагогические кадры куются и получаются тогда, когда учитель подходит к высшему образованию после педучилища. И мой личный опыт подтверждает это. Очень жаль, конечно, что в 1954 году БПУ было закрыто. Но талантливые педагоги из него перешли в средние школы и стали "сеять разумное, доброе, вечное" в умах и душах бобровских школьников. Мне и моей семье повезло в том плане, что по жизни нас постоянно сопровождали выпускники и преподаватели БПУ. Ещё до Великой Отечественной войны педучилище окончила моя свекровь А.Ткачёва (1915-1991), более 40 лет проработавшая учителем начальных классов в БСШБ└√1. Мне же повезло больше всех. Я с детства знала уже старенького тогда бывшего директора БПУ М.Меркулова, дружила с его внучкой, бывала в их интеллигентной семье, где устраивались музыкальные детские утренники, и царила атмосфера доброты, заботы, взаимопонимания и взаимоуважения. А его дочь Екатерина Михайловна была моей учительницей.
Источник: газета "Коммуна", Б└√136 (26525) | Четверг, 26 ноября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|