 |
17.11.15
Фибулы заговорили
Археология | Кто такие анты, и что их роднит со славянами?
"Благодатная для археологов и историков почва наших южно-русских степей каждый год обогащает нас новыми поразительными памятникамиБ─╕ как ни грабят наши золотоносные курганы хищники и жадные предприниматели, до сих пор стоящие вне досягаемости закона и превращающие не один первостепенный памятник в безличные слитки золота и серебраБ─╕"
Валерий Березуцкий, кандидат исторических наук, доцент ВГПУ
Слова эти принадлежат знаменитому русскому и американскому (в эмиграции) историку античности Северного Причерноморья, специалисту по Древнему Риму и эпохе эллинизма, археологу М.И. Ростовцеву. Этими словами Михаил Иванович открывал свое выступление "Воронежский серебряный сосуд" на Лондонском международном конгрессе историков в 1913 году. Это было первое научное освещение удивительной находки, обнаруженной за два года до конгресса в ходе раскопок Частых курганов на северо-западной окраине Воронежа, где сегодня высятся многоэтажные дома Северного микрорайона. В этих строках - и беспокойство, и переживание за наши археологические памятники, которые грабили и грабят сегодня без видимых примеров наказания "черные археологи", явно или скрытно торгующие награбленным, будто своимБ─╕ По прошествии 100 лет мало что изменилосьБ─╕ Бывают, хотя и не часто, примеры, когда найденные случайно древние предметы попадают в хорошие руки людей, не отягощенных неуемной жаждой обогащения. Именно такой случай произошел со сколь удивительным, столь и неожиданным кладом, обнаруженным на пахотном поле в 2013 году на окраине Острогожска. Речь пойдет о наших предках, о славянах на донской земле. Ещё недавно считалось, что история славян на Дону начиналась со славян второй половины VIII - начала X веков. Культура их сравнительно хорошо изучена. Многое прояснено в их происхождении: это вятичи, спустившиеся с Оки, а также группы славян с территории Днепра и его притоков, среди которых, возможно, были северяне и поляне. Известно, что славянское население покинуло наш край в начале X века под угрозой нашествия кочевников-печенегов. Казалось, что дальнейшие исследования археологов возможны только в направлении углубленного изучения различных сторон жизни донских славян. А что же было ранее донских славян, до VIII века? Была ли донская территория безлюдна и пустынна? До последнего времени так и считалось, потому что не были известны археологические находки, предшествующие культуре донских славян. На карте раннеславянских древностей (до VIII века), составленной известным археологом-славистом В.В. Седовым, восточной и северо-восточной границей распространения раннеславянских древностей обозначены лесостепные районы Северского Донца. Далее на восток, ближе к нам, на донскую территорию - белое пятно. Так было в начале 80-х годов прошлого столетия. В свое время советский историк М.И. Артамонов посчитал сообщение византийского историка Прокопия Кесарийского о многочисленных племенах антов, судя по тексту обитавших где-то в верховьях Дона, ошибочным. По причине отсутствия там каких-либо археологических свидетельств славянского пребывания того времени (Прокопий жил в конце V до 60-х годов VI века). Но Прокопий Кесарийский оказался прав! Ситуация в корне изменилась с открытием в 80-90-е годы прошлого столетия на Верхнем Дону (эта территория выше впадения реки Воронеж в Дон до границы с лесом) и на Хопре археологических памятников, которые датировались по находкам II-V веками, временем великого переселения народов. В ту эпоху снялись с насиженных мест германцы, предки славян, тюрки, иранцы (аланы), финно-угорские племена (предки финнов, венгров, мордвы и др.), и по не ясным еще причинам начался глобальный процесс миграций, столкновений, объединений, охвативший всю Европу. Толчком к массовым передвижениям послужило нашествие гуннов с востока в 70-е годы IV века. Дни Римской империи были сочтены не только по внутренним причинам, но в том числе из-за непрекращающихся вторжений варваров в ее пределы. Находки на Верхнем Дону и на Хопре оказались неоднозначными, их нельзя отнести только к славянам, будь то украшения или глиняная посуда, но в них присутствовали и славянские черты! Начинается интенсивное изучение поселений и городищ (укрепленные поселения). Выясняется их связь с культурами Среднего течения Днепра II-VII веков нашей эры, где обитали славяне и их предки. Ситуация не только в корне изменилась, но и продолжает меняться! Средний же Дон - территория от впадения реки Воронеж в Дон и до границы степи и лесостепи в южных районах Воронежской области - до поры до времени хранил молчание. До поры до времениБ─╕ Поскольку становилось ясным: археологические памятники, подобные верхнедонским, и здесь есть. Только их надо найти. И донская земля преподнесла первый сюрприз. В 2013 году на северо-восточной окраине Острогожска на пахотном поле обнаружили клад, находившийся в глиняном сосуде. Его предметы удалось собрать воедино. В состав клада входят 32 предмета. Среди них оказались две литые бронзовые фибулы - булавки-застежки, которые из-за особенностей оформления окончаний называют "пальчатыми", несколько их обломков, бронзовые подвески и бронзовые фрагменты браслетов, стеклянные бусы, нижняя часть лепного глиняного сосуда, в который и были, видимо, первоначально положены предметы. В сосуде, кроме того, находились мелкие фрагменты ткани, судя по структуре, возможно, шелковой. Особенно впечатляют фибулы, украшенные масками животных, а на окончании - головой змеи. По широкой части украшений - головы птиц с клювами или лапы животного. Оба украшения имеют по внешней поверхности циркульный орнамент, распространенный в эпоху великого переселения. Почему в кладе - испорченные предметы, кому он принадлежит и как попал на Средний Дон? Большинство, если не все бронзовые предметы, входящие в состав клада, являются ломом, подготовленным для переплавки. Об этом свидетельствуют сломанные держатели иглы фибул-застежек, фрагменты разрушенных фибул, сломанные пластины для подвешивания других украшений. Ни один из фрагментов браслетов не соединяется друг с другом, и все они являются лишь частью разных украшений. Таким образом получается, что предметы клада были приготовлены для переплавки, но какие-то причины заставили спрятать вещи "до лучших времен". Об этих причинах мы еще скажем ниже. Острогожский клад, по-видимому, содержит вещи женского убора. Именно женщины, в первую очередь, носили подвески, фибулы, хотя браслетами пользовались и мужчины. Бусы - тоже женская часть украшений. Фибулы, входящие в состав острогожского клада, являются характерной чертой набора украшений начала раннего Средневековья. Этот набор сформировался в Среднем Поднепровье и его Левобережье под культурным влиянием Византии и ремесленных центров Дунайского региона в конце VI - на рубеже VI-VII веков. Исчезает же он во второй половине VII века или в его финале. Фибулы испытали на себе влияние готских (германских) традиций, в частности, в наличии "птичьих элементов" (головы птиц с клювами). Вместе с тем, ювелиры Среднего Поднепровья активно перерабатывали дунайские образцы в своем, нужном им новом направлении. Отчего фибулы Поднепровья хотя и похожи на такие же Подунавья и Византии, но они всё же иные. Кто их создатели, жившие на Днепре и его притоках, и когда? Многие современные исследователи пальчатые фибулы с маскообразной головой на окончании относят к характерным украшениям антов, которых многие исследователи считают одной из ветвей славян. Время поговорить об антах, о которых упоминал не только Прокопий Кесарийский, но и другие историки. Большинство специалистов отдают предпочтение иранскому происхождению слова antas - конец, край. Анты - значит окраинные, живущие на окраине, пограничные жители. Византийские историки знали применительно к VI веку два крупных народа, которые включали и славян - анты и склавины. Германский историк Иордан прямо писал, что это славяне: "Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами и антами". А эти племена произошли от одного корня, что у них много общих обычаев (более древнее объединение, связанное со славянами - венеды, в V-VI веках постепенно вытесняется названиями анты и склавины). Прокопий Кесарийский отмечал: "Б─╕у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы". Несмотря на такое сходство, византийцы без труда отличали антов и склавин, по-видимому, из-за разницы языковых диалектов, а также особенностей женской одежды, некоторых черт погребального обряда. Анты как раз и занимали территорию Подонья. Это их восточная окраина. Здесь все более появляется "антских" свидетельств. Вот нашелся и антский клад, о котором идет речь. Все это - свидетельства миграции антов и пребывания славян на донской земле. Но не так все просто, как кажется на первый взгляд. Особенности археологической информации хорошо известны специалистам, но с ними мало знакома широкая публика. Многие полагают, что достаточно найти какие-либо предметы, как они и дадут нам ответ на вопрос: кто это - славяне, германцы, балты и т.д. Но попробуйте определить, кому принадлежит обнаруженный вами магнитофон "Panasonic". Русскому? Белорусу? Таджику? Он, этот магнитофон, интернационален! Как и "интернациональны" многие археологические предметы и признаки различных обрядов, дошедшие до нас. Отсюда понятны сложности обнаружения славян в массе германцев, балтов, потомков сарматских племен, причем живших зачастую в одних и тех же поселениях в одно и то же время, да еще пользовавшихся похожими украшениями, оружием. Историки не сомневаются в том, что в антский союз входили славяне, которые, возможно, составляли его большинство. Но также более чем вероятно, что в это сообщество входили представители и других народов. Данная версия имеет историческое подтверждение: в эпоху переселений, миграций трудно или вовсе невозможно найти "чистые" народы. Выпадение кладов, почти единовременных, относится к финалу VII века. Происходит резкое изменение обстановки в результате военных действий, что приводит к изменению стиля украшений и убора в целом. Это время совпадает с выпадением кладов. По-видимому, к тому времени и относится Острогожский клад. Вопрос в том, что произошло в Поднепровье и его Левобережье, на Дону в период выпадения кладов. Высказывались суждения о военном натиске хазар во время хазаро-болгарских войн, о появлении нового славянского объединения. Как бы то ни было, и то, и другое событие привели к изменению этнической карты Восточной Европы, стиля одежды и украшений. В конце правления византийского императора Маврикия (582Б─■602) кочевники авары отправили сильное войско против антов с целью истребить их поголовно, потому что анты являлись тогда союзниками византийцев - врагов авар. Сообщений о том, что же произошло с антами, нет. Одни полагают, что их полностью разгромили. Другие отмечают, что вскоре авары стали переправляться через Дунай и отдали победу антам. В любом случае это последнее письменное упоминание об антах (602 год). Вместе с тем, пеньковская археологическая культура, которую и связывают с антами, просуществовала весь VII век. Анты, конечно, все не могли разом исчезнуть. Есть сведения о том, что они вместе с аварами, своими бывшими противниками, в 626 году осаждали Константинополь.
Как многообразна и насыщена наша история событиями, которые проступают робкой поступью через украшения наших предков. Как непрост был их мир и как величествен. А новые находки и открытия - страницы нашего прошлого из великой книги времени ждут археологов. Чтобы понять наших предков и самих себя.
Так выглядят фибулы, а проще говоря, застёжки
Источник: газета "Коммуна", Б└√ 132 (26521) | Вторник, 17 ноября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|