 |
02.11.15
Урок русалкам
Культура | Показанный на фестивале "Маршак" спектакль Екатеринбургского ТЮЗа по сказке Ганса Христиана Андерсена учит оставаться идеалистом, даже если это тебя убьёт
Не знаю, какова сцена в Екатеринбурге, у нас "Русалочку" показали на большой сцене Воронежского концертного зала. Часть ли это режиссёрского замысла, нет ли, но в Воронеже персонажи, включая главную героиню, находятся "на втором плане", между ними и зрителем - ощутимая дистанция.
Виталий Черников
Когда из полумрака сцены выплывают прекрасные русалки, ощущаешь себя посетителем некоего потустороннего океанариума. Лица актёров - полуразличимы, текста у них почти нет; ты едва видишь в них конкретных "актёров ТЮЗа" и оцениваешь совсем не то, как органично вжились они в образ. Незадолго до открытия фестиваля "Маршак" довелось посетить лекцию, на которой показывали фрагменты постановки Роберта Уилсона "Эйнштейн на пляже", где значительную часть времени странно одетые люди совершают повторяющиеся, лишённые "обычной человеческой логики" действия под минималистичную, похожую на звук заевшей пластинки музыку, создавая у публики ощущение, что та попала в чужую, непостижимую реальность. В "Зазеркалье". У человека, выходящего на сцену в таком-то костюме, с наклеенными усами такой-то формы, конечно, есть фамилия, и если на показах "Эйнштейна на пляже" продают программки в фойе, легко можно её узнать. Но не очень ясно, зачем. Многие ли помнят имена дельфинов, которые вчера радовали в океанариуме? Однако в памяти и они останутся надолго. Они и созданная ими атмосфераБ─╕ Хотя о нас дельфины вообще не думали, просто делали то, что умеют: плавали. Спектакль Екатеринбургского ТЮЗа так построен, что большинство актёров - до определённого момента даже та, что играет Русалочку! - "просто плавают". Зрелище красивое. Заворожённо смотришь - и думаешь: как хорошо, что режиссёр Роман Феодори лишил персонажей возможности прибиться к краю сцены и сказать что-нибудь смешное!.. Это всё разрушило бы. У каждого гражданина нашей страны есть опыт посещения детского спектакля, где вам залихватски подмигивает старичок-лесовичок, в котором с ходу опознаётся Народный артист РФ Н.Р.Пупкин, Несмеяна льёт крокодиловы слёзы, мнимые зайчик с тушканчиком спрыгивают в зал с песней про дружбу, а зритель плюётся в них из трубочки жёваной бумагой. Персонажи "Русалочки" немногословны. Звук организован так, что слова кажутся произнесёнными "под фонограмму". Вряд ли случайность, что одна из редких героинь, кому дано право на монолог, воплощает Зло. Именно после этих слов главная героиня лишится возможности петь нежным голосом, да и вообще дара речи. Всё же Ганс Христиан Андерсен писал сказки для детей с крепкими нервами. Он жесток совсем как наш современник, кинорежиссёр Ларс фон Триер, героини которого из "Танцующей в темноте" или "Рассекая волны" - такие же "русалочки", которые безоглядно жертвуют жизнью и честью ради любви; как у Андерсена, бездушное и лицемерное общество никогда не сможет оценить их подвиг. К фильмам и спектаклям по произведениям великого сказочника отношусь, сколько себя помню, с опаской, как и ко всему, что позволяет ощутить границы моей чувствительности. Наверное, прошли времена, когда не спал ночью из-за того, что в книжке или мультике замучили (ради того, чтобы человечество стало чуточку добрее) собаку или маленькую девочку. И всё жеБ─╕ Наверное, гуманизму нужно сейчас учить именно так: объясняя, что в жизни надежды на хэппи-энд для хорошего человека, скорее всего, не будет, немного и шансов, что окружающие поймут тебя и пойдут за тобой, - но всё равно нужно стоять до конца, вопреки всему и всем, осознавая свою обречённость. В спектакле Романа Феодори мучительная, ломающая боль, которую ощущает, превращаясь в человека, Русалочка, передана с помощью современной хореографии. Несчастная девушка страдает на фоне прекрасных декораций (художник Даниил Ахмедов). Наверное, оттого зритель, который ещё десять минут не мог толком рассмотреть русалкино лицо, сочувствует ей гораздо острее. Неизменно, ближе (во всех смыслах) к зрителям - рассказчики, их в "Русалочке" трое, они - единственная нить между реальностью Воронежского концертного зала и миром, придуманным Андерсеном. Не очень ясно, что это за существа. На сайте ТЮЗа они обозначены как "Дети воздуха". Не из той ли пены морской, в которую превратилась главная героиня, они вышли? Именно этой троице доверено "актёрствовать" перед юным зрителем: корчить рожи, кувыркаться, издавать смешные звуки. Однако русалочке помочь рассказчики ничем не могут. Могут лишь поведать её историю, которая словно и не совсем человеком придумана. Наверное, Андерсен писал о христианском милосердии и прочих понятиях современной ему человеческой цивилизации. И всё же зрителю остаётся лишь пожалеть, что он - не русалка. Что с того, что у русалок нет бессмертной души? Авторам екатеринбургского спектакля они тоже крайне интересны. При этом люди вовсе не мерзавцами показаны. Иначе с чего бы к ним так тянуло девушек из подводного мира? Принц, в которого имела несчастье влюбиться представительница иного вида, разве что слегка глуповат. Или просто слишком земной. Его "вина" лишь в том, что полюбил другую. Но русалочкина мама была права: под водой действительно лучше.
Сцена из спектакля "Русалочка". Фото пресс-службы Правительства Воронежской области
Источник: газета "Коммуна", Б└√127 (26516) | Вторник, 3 ноября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|