 |
18.09.15
От кораблей петровских - к кораблям космическим
19 сентября – День города Воронежа
Времён связующая нить | Здание Управления ЮВЖД, памятник Петру Великому, кукольный театр «Шут» - это лишь малая часть брендовых достопримечательностей Воронежа, к которым в прошлом году добавилась ещё и действующая копия линейного корабля "Гото Предестинация"
Летом 2014 года трёхмачтовый линейный корабль "Гото Предестинация" после большой, сложной и кропотливой работы занял своё место у Адмиралтейской площади Воронежа. Благодаря мастерам из Павловска и Петрозаводска корабль получился очень красивым, привлекающим сотни воронежцев и гостей нашего города. Главная его ценность в том, что он - точная копия своего предшественника, сработанная на воронежских верфях в XVII веке.
Валерий Казанов
На борт действующего линейного корабля "Гото Предестинация" мы поднялись вслед за шумной стайкой школьников из Воронежской гимназии имени А.Платонова. Невольно бросилось в глаза, что сопровождающая их классная руководительница была обута в тапочки, а свои модные босоножки держала при этом в руках. Встретившая нас на трапе заведующая отделом истории создания Российского флота областного краеведческого музея Елена Селезнёва, заметив наш недоумённый взгляд, пояснила, что на воронежскую достопримечательность запрещён вход в обуви на высоком каблуке. - Палубы корабля имеют деревянное покрытие, выполненное в соответствии с технологиями XVIII века, поэтому при покупке билета кассир спрашивает, в какой вы обуви. И если на "шпильке", то выдаёт разовые тапочки. Такие у нас правила, - объяснила она. Обзорную экскурсию по кораблю-музею Елена Селезнёва предложила начать с каюты капитана. Здесь всё дышит историей, напоминает о царе-реформаторе Петре I, который именно Воронеж когда-то выбрал для того, чтобы заложить российский военный флот. "Гото Предестинация" или "Божье предвидение" - это первый линейный корабль русского флота, спроектированный лично Петром Великим и построенный на воронежских верфях. Его заложили в 1698 году, а на воду спустили в 1700-м. Пётр был доволен: "Весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный". Вместе с другими кораблями "Гото Предестинация" составил ядро русской эскадры на Азовском море, что позволило закрепить за Россией Азов, Таганрог, побережье Азовского моря и степь до Днепра. Мастера из Воронежа и Петрозаводска, создавая копию петровского детища, постарались максимально точно приблизиться к оригиналу. Хотя им это было непросто, поскольку чертежей корабля не сохранилось. Поэтому при разработке будущей воронежской достопримечательности пришлось использовать материалы российских и зарубежных музеев и архивов, специальную историческую литературу. -На сегодняшний день имеются лишь два изображения "Гото Предестинации". И они у нас представлены в экспозиции. Кстати, появились репродукции у нас совсем недавно. Можете посмотреть, - предложила Елена Селезнёва, подводя нас к столу, за которым восседал сам Пётр Великий. - Это гравюра Адриана Шхонебека и акварель Питера Бергмана. Его картина размером два на полтора метра размещена в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Как мы убедились, эти изображения показывают только общий вид корабля, а вот о внутреннем устройстве и палубном оборудовании судить по ним, несомненно, сложно. Надо отдать должное воронежским и карельским мастерам: с непростой задачей они справились на все сто процентов. Внешне "Гото Предестинация" полностью соответствует оригиналу. По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу. Размеры корабля составляли: длина - 36 метров, ширина - 9,5 метра, осадка - 2,5 метра. Экипаж состоял из 253 человек. Спали матросы в подвешенных гамаках на батарейной палубе, где были установлены двадцать шесть двенадцатифунтовых полуторатонных пушек. - Служба была суровой, рассказывает экскурсовод областного краеведческого музея Леонид Страхов. - Люди часто болели. Условия - спартанские. Вина, рома тогда не выдавали. Матрос получал три литра слабо креплёного пива и четыре раза в неделю пятьдесят граммов водки. Высокорослый фотокорреспондент "Коммуны" Михаил Вязовой, достающий головой чуть ли не до потолка, никак не мог вообразить, как же тут можно было перемещаться, не набив шишки, не говоря уж о том, как здесь все помещались. - Человек сто несли вахту, а остальные дружно укладывались на батарейной палубе. Другого помещения для отдыха на корабле не предусматривалось. Стоит помнить, что в XVIII веке средний рост мужчины был 161 сантиметр. Это Пётр I обладал ростом 2 метра 4 сантиметра. В то время он выдавался в толпе на целую голову. При этом царь носил обувь всего лишь 38-го размера, - объяснили сотрудники музея. Продукты, запас пресной воды, пороха, всё хранилось в корабельном трюме. Холодильников не было, поэтому, уходя в поход, моряки брали с собой провиант в живом виде - свиней, коз, кроликов. Сейчас в трюмном помещении развёрнута музейная экспозиция. На стендах и в витринах разместились разнообразные предметы морского быта, оружие, медали, одежда и иллюстративный материал. При оформлении витрин использовалась ретроспектива исторических изображений кораблей XVIII века. Разнообразие вносят манекены в копиях исторической одежды флота начала XVIII века. Среди указов Петра I был такой, в котором повелевалось пришивать пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира. На первый взгляд, они там бесполезны, но в то время указ имел ясную цель: отучить солдат, большинство из которых набирались из крестьянской среды, вытирать рукавом рот после еды, чтобы дольше сохранить дорогое сукно. Что ни говори, умён и прозорлив был царь-реформатор и не жалел, похоже, денег при строительстве своего детища, украсив его богатым резным декором. По сведениям Корнелиса де Брюйна, по сравнению с другими кораблями "Гото Предестинация" "блистал … всеми украшениями", а капитанская каюта была обита ореховым деревом. - Это всё же был царский корабль, - говорит Елена Селезнёва. - Он действительно очень красив, и к нему проявляют большой интерес и воронежцы и гости города. В летнее время корабль посещают ежемесячно до двух с половиной тысяч человек. В зимний период поток людей, конечно же, меньше. Из-за снегопада, шквального ветра нам приходится прекращать экскурсии. К тому же до нас непросто добраться. До Адмиралтейской площади не ходит ни один вид общественного транспорта. Теперь, когда в городе есть такой корабль-музей, как "Гото Предестинация", наши претензии на то, что Воронеж - колыбель русского военного флота, совсем небеспочвенны. У нас действительно есть реальный исторический символ, который из глубины веков донесёт будущим поколениям силу и мощь наших предков. А людьми они были мастеровыми, упрямыми. Впрочем, наши современники не утратили профессионализма и повторили, а в чём-то, может, даже превзошли старых мастеров. Так было в годы индустриализации страны, когда воронежцы с нуля на берегах реки Воронеж возвели авиационный завод, в цехах которого рождались знаменитые "летающие танки" - штурмовик Ил-2. И ещё одно грозное оружие Великой Отечественной войны рождено было на Воронежском экскаваторном заводе имени Коминтерна, известное под ласковым именем "катюша". Уже 27 июня 1941 года были собраны первые две реактивные установки. Не успела страна оправиться от разрушительной войны, а на Воронежском шинном заводе 5 сентября 1950 года была произведена первая шина. В 1960 году завод стал первым в СССР производством, на котором выпускались шины для большегрузного транспорта. С середины 1960-х годов, совместно с конструкторским бюро, возглавляемым Андреем Николаевичем Туполевым, на Воронежском авиационном заводе приступили к созданию уникального пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144. Первый лайнер поднялся в воздух 31 декабря 1968 года. Именно в Воронеже создали двигатель третьей ступени для ракеты-носителя "Восток", которая доставила первого космонавта Юрия Гагарина на орбиту. И таких примеров, подтверждающих лидерство наших земляков во многих отраслях науки и промышленности, можно привести немало. И они как ничто лучше говорят о том, что нашему степному городу не только корабли петровские подвластны, но и корабли космические. В этом и есть связующая нить между прошлым и будущим.
"Гото Предестинация". Фото Михаила Вязового
Капитан корабля Игорь Колдуненко Фото Михаила Вязового
Лицеисты с неподдельным интересом знакомились с корабельной экспозицией. Фото Михаила Вязового
Источник: газета "Коммуна", Б└√108 (26497) | Пятница, 18 сентября 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|