 |
17.07.15
Друг Десятой музы
Юбилей
Старейшему работнику воронежской кинофикации Ефиму Исааковичу Гольдбергу исполнилось 85 лет! Солидный, почтенный возраст! Сам Ефим Исаакович считает, что дожить до него ему помогла профессия, та всепоглощающая любовь к киноискусству, которая зародилась еще в юности, в начале трудовой деятельности.
Людмила Романова═
От киномеханика до заместителя начальника управления кинофикации – такой его карьерный рост. В самом расцвете, в 1960-70-е годы, он был директором лучшего на тот момент воронежского кинотеатра «Пролетарий», где в 1965 году при его активной деятельности и участии усилиями преподавателей Воронежского университета Бориса Кривенко и Бориса Свешникова был открыт первый в стране киноклуб "Друзья десятой музы". Затем долгие годы им руководил известный киновед Сталь Пензин. Сколько прошло встреч с признанными актерами, режиссерами, сценаристами, сколько состоялось обсуждений фильмов! Киноклуб стал для него подлинным университетом знаний о любимом искусстве.
Ефим Гольдберг
Как он сам сказал в одном из интервью: "Кем я был, когда приехал в Воронеж? Нахальным молодым невеждой, высшим достижением кино для меня был фильм "Сестра его дворецкого" с Диной Дурбин. Именно работа помогла мне выработать мировоззрение, систему ценностей, понять, кто есть кто в искусстве кино". Мое знакомство с Гольдбергом состоялось в 1982 году, когда я пришла работать в методкабинет Управления кинофикации. Он стал моим начальником, надо сказать, строгим и придирчивым, распекал за малейшее упущение. Но я его не боялась и часто дерзила в ответ. Это его сначала удивило, а потом заинтересовало: откуда взялась такая вольная на язык? Вызовы в кабинет становились все чаще, а разговоры все длиннее. Его заинтересовало мое театроведческое образование, много о нем расспрашивал. Ну и, конечно, говорили о новых картинах, как наилучшим образом представить их на экранах города. Особенно Гольдберга волновали так называемые "трудные" фильмы, то есть авторское кино. Да, конечно, был киноклуб, но ему хотелось приобщить к этому кино как можно больше зрителей. Вот так и родилась идея демонстрации фильмов по театральному принципу, то есть показа их в определенный день месяца, в определенное время, что фиксировалось в специально выпускаемой афише. Идея имела успех, о ней написал всесоюзный журнал "Киномеханик", и она была взята на вооружение многими городами. В нашей организации работало немало людей, по-настоящему увлеченных кино. И это во многом заслуга Ефима Исааковича - он умел их находить. Нигде прежде мне не было так интересно. И еще я заметила, что многие женщины мне кого-то напоминают. Потом поняла кого - известных киноактрис. У нас были свои Клара Лучко и Елена Санаева, Вивьен Ли и Дороти Майкл из "Тутси". Нашла даже свой прототип: в картине Феллини "8 1/2" французская актриса Анук Эме играла жену главного героя - строгое лицо, очки. Конечно, все это сложилось не специально, но трогательно свидетельствовало о любви к кино. Родившийся в 1930-м, Гольдберг, конечно, являлся сыном своего времени. Помнивший об арестах за десятиминутное опоздание, он укоризненно покачивал головой, встречая нас у входа в управление через 15 минут после начала рабочего дня. И это было обидно, потому что мы работали, не считаясь со временем, за грошовую зарплату, что называется, день у нас был ненормированным. Работали и в выходные, и ездили в командировки, имея маленьких детей. Спустя много лет я вновь встретилась с Ефимом Исааковичем, уже не как начальник и подчиненная, а на равноправных началах. Его ум, интуиция, остроумие, способность глубоко и интересно рассуждать и даже провоцировать на дискуссию остались с ним. Как журналист я сделала с ним несколько интервью. Время изменилось, изменились во многом и его взгляды. Он теперь свободно и с охотой рассуждал о политике государства, сравнивал разные периоды нашей истории и методы правления государственных деятелей. И, конечно, главное дело его жизни - кино - осталось с ним. Рухнувшая в 1990-е система госпроката фильмов была его нестихающей болью. Он продолжал активно заниматься этим вопросом и после выхода на пенсию: писал письма в различные организации и высокие инстанции, встречался с начальниками разных уровней, предлагал свои планы организации проката по-новому. Увы, нынешних владельцев кинотеатров интересовало только одно - максимальная прибыль. Хотя в последние годы что-то начало меняться, и об этих ростках нового он с радостью рассказывал мне. Даже утраты личного характера - за последние годы он потерял жену и сына - не ослабили его интерес к делу всей жизни. Оно и понятно: ведь он остается другом Десятой музы.
Источник: газета "Коммуна", N81 (26470) | Пятница, 17 июля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|