 |
03.07.15
Не забудь "Прощание славянки"!
Заметки публициста | Как одно музыкальное сочинение стало знаковым для всего русского народа
Кто-то разместил в социальной сети сочинение школьника начальных классов на тему «Чем мне запомнилось минувшее лето 2014 года». Мальчик из Донбасса написал, что ему больше всего врезалась в память гражданская война на родине и то, как они всей семьей прятались от обстрелов в подвале. И это для него самое значительное, что произошло летом. Потому что мама и папа, и он сам остались живыми.
Екатерина Мушурова, студентка Воронежского государственного университета Знаю многие украинские семьи, которые пострадали в беспредельно жестокой войне. А беженцев от нее приютили наши русские семьи. Потребность помочь ближнему у русского человека в крови. Этому его научили мудрые деды и прадеды. Вся наша история.
…В апреле 2015 года в стенах Московского Кремля в Арсенале на клубной сцене Президентского полка, а в мае в воронежском городе Богучаре, прошли премьеры нового документально-исторического фильма киностудии "Река Лена" - "Прощание славянки". Марш на все времена". Снят он режиссером, лауреатом Государственной премии СССР Усманом Сапаровым по сценарию Людмилы Папиловой. Марш "Прощание славянки", созданный легендарным русским композитором Василием Ивановичем Агапкиным, - дитя освободительной войны.
Василий Иванович Агапкин
В далекий 1912 год русские офицеры и солдаты добровольцами уходили на фронт, когда Турция вероломно напала на славянские мирные государства на Балканах – Сербию, Черногорию, Грецию, Болгарию. Агапкин служил в то время в Тамбове. Сил у него не было, чтобы спокойно смотреть на то, как его друзья и боевые товарищи уходят на фронт. И не возвращаются. По рассказам его родной дочери Азы Васильевны Свердловой, одной из главных героинь фильма, отец, закрывшись в комнате, начал писать. Так, в мучительной душевной боли по не вернувшимся с боев сослуживцам, родилось самое яркое произведение "на все времена", полюбившееся всему белу свету, - марш славянских жен, провожающих на фронт своих мужей и отцов. - Богом поцелованный двадцативосьмилетний капельмейстер словно соединил с пространством надвигавшегося трагического двадцатого века свои предчувствия торопливых прощаний, утрат, потрясений и побед, - говорит руководитель проекта Елена Колесникова. Жизнь же его полна загадок и невероятных сюжетов, которые прежде никто не силился распутать. Батрацкий сын, скиталец, беспризорник-попрошайка, солдат, поваленный сыпным тифом, чудом избежавший расстрела у белого атамана, а спустя годы - ареста НКВД; виртуоз-трубач, редкий талантище, он услышал и перенес на нотный стан музыку, словно снизошедшую с небес.
Пересказать биографию Агапкина, освободив ее от хрестоматийного глянца, нетрудно. Но она не объяснит главного: как и почему однажды рождается единственное сочинение, которое уходит от автора и начинает жить своей жизнью, подобно вальсу "На сопках Маньчжурии" воронежца Ильи Алексеевича Шатрова? Авторы киноленты о "марше на все времена" повествуют не только о событиях ушедшего времени. Фильм соединяет в себе прошлое и настоящее, убеждает зрителя в том, что "Славянка" не прощается с нами. Этот марш переживает одно поколение за другим. А все потому, что мы живем в постоянном состоянии войны. Война - за окнами, в нашей памяти - не столь важно...
Народный артист России Юрий Назаров на премьере фильма в Богучаре
Народный артист России Юрий Назаров предстает перед зрителем в начале картины в роли самого композитора. Он, будто чувствуя душу Агапкина, не может найти места, успокоить сердце: одним рывком переломил румяную булку, одним ударом ножа разрубил масло на две части, на пол падает тарелка и в один миг разлетается на осколки. Как когда-то схоже в одночасье разорвалась славянская душа под натиском турецкого ига. Как теперь Украина омывается людскою кровью. Авторы фильма не без умысла резко ломают сюжетную линию, чтобы держать зрителя в постоянном напряжении, побуждать его к размышлениям. И он, зритель, попадает на репетицию духового оркестра в наши дни, где, считанные по нотам, рождаются звуки музыки. Дирижер объясняет оркестрантам, что марш нужно не просто играть, его нужно петь инструментами - такова сверхзадача и истина. Такие репетиции, по словам Елены Колесниковой, это поиск точной интонации, смыслового акцента картины. Побывав на репетиции, мы следуем за оператором на "Украину в огне". И слышим словно с небес произносимые слова стихотворения Федора Ивановича Тютчева "Хотя б она сошла с лица земного". Вот оно, еще одно нетленное произведение, каждое слово которого, вышедшее из прошлого, превращается в наше настоящее: Опять Восток ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═дымится свежей кровью, Опять резня... ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═повсюду вой и плач, И снова прав пирующий ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═палач, А жертвы... преданы ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═злословью!.. И нам чудится, будто поэт-пророк - нынче сам репортер, который описывает увиденное и услышанное им над Днепром. Все, что свершилось, переплавилось, перебурлило в котле эпохи, что разводило людей по разные стороны баррикад и снова соединяло, что возносило их к высотам проявления человеческого духа, скорби и победной радости, - все оказалось схвачено музыкальным произведением, рожденным в ночь 1912 года на тихой Гимназической улице провинциального Тамбова. В этом марше и вопрос к нам: когда же мы будем одно целое? Да, мы слушатели плохие. И злые человеческие страсти - жажда власти, честолюбия - затягивают людей в политические черные дыры истории. И жутко, и страшно становится зрителю. И обидно. Ведь мы нисколько не учимся на ошибках прошлого. Но авторы фильма не останавливаются на этом. Чтобы сделать каждый кадр максимально реалистичным и трогающим душу и сердце, они на протяжении всей ленты используют принцип сравнения: берут часть записи из настоящего и накладывают ее на запись из прошлого. Вот перед нами современная Красная площадь, парад Победы, ветераны поднимаются с кресел, услышав звуки "Прощание славянки". Через мгновение мы видим иную картину: Василий Иванович Агапкин дирижирует оркестром на Красной площади, каждый солдат целует флаг Российской империи и икону. Царь Николай II приветствует армию. Таким способом авторы документальной ленты дают нам почувствовать взаимосвязь человеческого бытия. Пусть в разных социально-классовых и временных промежутках. Но - связь! Еще одна страница фильма: мы - на огневом рубеже Великой Отечественной войны. Убеждаемся, что марш сопровождал советских бойцов и на том фронте. "Он стал спутником нашим, под его звуки расставались и встречались, горевали и радовались, воевали, погибали", - слышим голос за кадром и верим ему. Слишком сильны аргументы. Агапкин дирижировал сводным оркестром на параде 7 ноября 1941-го, когда бойцы с брусчатки Красной площади прямиком уходили на фронт. А 24 июня 1945-го Василий Иванович здесь же, на параде победителей. В фильме много архивных фотографий: городские ли это обыватели, мальчишки-оборванцы на городском базаре, сестры милосердия, военные, раненые, жертвы времен эпохальных войн, а позже - целинники и космонавты, эмигранты у Российского консульства и беженцы из бывших союзных республик - люди пристально вглядываются в будущее. Всех их в маршевую колонну, идущую в неизвестном пока нам направлении, выстраивают звуки "Прощания славянки". Тонкий колосок качается на ветру, клонится к земле. "Он рано осиротел", - говорит нам автор, рассказывая о Василии Агапкине. Степь безмолвно печальна. Каждый тщательно подобранный кадр, мастерски снятый операторами Владимиром Гущиным, Дмитрием Прудниковым и Павлом Приходько, иллюстрирует нам факты из жизни главного героя. Зритель вместе с авторами картины проживает судьбу композитора: вот он теряет отца, вот идет просить милостыню на паперти у церкви... Но простых мозаичных кадров мало для того, чтобы собрать законченный образ героя. Разобраться в нелегкой истории жизни Агапкина, того, как рождалось "Прощание славянки", нам помогает его дочь. Лишь ей одной теперь известны сокровенные моменты из жизни отца. Азе Васильевне, в силу тяжести прожитых лет, нелегко вести длинные монологи. Волнуясь, она рукой откидывает назад прядь поседевших волос и начинает: "Говорили, очень он сердитый был, если слышал, что какой-то музыкант, играя мелодию, фальшивит". Дочка редко видела отца. Он слишком рано уезжал на работу, а возвращался поздно. Но их взаимная любовь была необычайна сильна. "Любил сажать меня на колени, качать меня и говорить: "Капризная, но славная детка моя, Аза..." - вспоминает она. Василия Ивановича любили в правительстве и часто приглашали играть на вечеринки. Откуда он как любящий отец всегда приносил дочери что-нибудь вкусное. Во время рассказа Азы Васильевны на экране периодически появляются фотографии Агапкина и его родственников. Из фильма мы узнаем и то, что Василий Иванович так тепло относился не только к своей родной Азочке, но и к беспризорникам. Играя в его оркестре, ребята оттаивали сердцем, добрели. И разгорается тихий огонек семейного счастья Агапкиных. И вдруг он резко вспыхивает ярким обжигающим пламенем: на экране кадры из хроники Великой Отечественной. И теперь уже слова советского поэта Сергея Каргашина пророчат нам страшную беду: Замолчали заводы, Земля не рожает зерна. А в России война... От себя я добавлю: Страшна ты, война ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═в Украине, Где люди кидаются ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ в смерть. Над сыном склонившись, ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═мама седеет, Ей лучше теперь вместе ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ с ним умереть... Люди, представленные в разных учебниках истории - красные или белые, монархисты или сталинисты - не могут быть народом. Для людей, разведенных баррикадами, осталось очень мало общих знаков, объединяющих их в единый народ. Но они все-таки есть и один из них - марш "Прощание славянки". Он стал духовным посланием России на все времена. Научимся слышать и, быть может, тогда и поймем раз и навсегда что-то очень главное и в себе, и в музыке - таков главный посыл фильма. Вот и у меня сложились строчки, пусть наивные, но искренние: До чего ты, Россия моя, ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ хороша!.. Гордо, светло вспыхнет ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ от восторга душа. Но затмит ее пыл ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ красно-бурая ночь: Сердце криком кричит: ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═"Украине б помочь!.."
Источник: газета "Коммуна", NN74-75 (26463-26464) | Пятница, 3 июля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|