 |
04.06.15
Как вонзается в ладонь стебелек
Дневник Международного Платоновского фестиваля
Живопись и графику великого художника, одного из лидеров русского авангарда Павла Филонова можно увидеть в эти дни в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского
Виталий Черников
Случай уникальный – и в этом утверждении нет преувеличения. Персональных выставок Филонова и при его жизни, и после смерти было немного. Связано это не только с начавшейся во второй половине 1920-х борьбой с авангардом нового, советского официоза; не только с тем фактом, что романтиков-утопистов оттеснили. Сохранились до революционные фотографии, на которых молодой Павел Филонов запечатлен с соратниками - Малевичем, Крученых и другими. Казимир Малевич лет двадцать спустя умер после травли и разгрома созданного им института художественной культуры - но его похороны были многолюдны, став одной из последних манифестаций поверженного, но еще не до битого авангарда. Павла Филонова и его учеников к началу 1940-х как бы и вовсе не существовало. На старых коллективных фото русские авангардисты принимают позы, пытаются со ответствовать имиджу, кто-то откровенно дурачится. Филонов смотрит прямо в кадр, прямо на нас, он совершенно серьезен, будто только что узнал о таком чуде, как фотография, и всматривается в объектив, словно в лицо Вечности.
«Колхозник» (1931 г.) - один из ярких примеров филоновского всматривания в человеческое лицо. Фото Михаила Вязового
На его картинах - да и на карандашных набросках, представленных на воронежской выставке, - именно лицо - главный объект исследования. Это то самое лицо из стихов Велимира Хлебникова, которое "вне протяжения жило" "на холсте каких-то соответствий". Лицо не столько человека, сколько человечества. Оно и выглядит порой словно изображение неизведанной планеты, на котором можно различить острова, материки, океаны. Животные на картинах Филонова, кстати, мало отличимы от людей. Всмотритесь, например, в лица слоняющихся по двору котиков на картине "Волы". Вспомнились строки одной из песен Егора Летова: Слушай, как сквозь кожу ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ прорастает рожь═ Слушай, как по горлу ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ пробегает мышь═ Слушай, как в желудке ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═распухает ночь═ Как вонзается в ладонь ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ стебелек… Вот и оказавшись рядом с филоновскими мирами, надо, наверное, не только всмотреться, но и вслушаться. Многие свои работы художник называл "формулами": "Формула весны", "Формула интервенции"... В "математике" он видел прежде всего поэзию, как Велимир Хлебни ков или Николай Заболоцкий. Когда пришел двадцать пер вый век и российское начальство стало энергично приучать своих подданных чтить архаику, словно века двадцатого с его культурной, технической, молодежной, сексуальной революциями вообще не было, один из престарелых отечественных кинорежиссеров под готовил для государственного телевидения авторскую про грамму. Вальяжно развалясь в кресле и чуть ли не сигару покуривая, он сорок минут рассказывал, что все, дескать, художники-авангардисты конца XIX-начала XX века занимались поисками новой формы исключительно ради скандаль ной популярности и больших денег. Даже фамилии какие-то перечислял брезгливо, делая вид, что не знает: почти все эти люди, особенно те, кому довелось жить в нашей стране, умерли в нищете. Некоторые - от голода. Кого-то просто убили и зарыли в безымянной могиле. Да, некоторые стали соответствовать принятым в СССР госстандартам. Кто-то начал иллюстрировать детские книжки. Кто-то ушел в театр. Но заветными оставались для них идеалы молодости. Когда казалось, что мир уже не будет другим, что художник и поэт, а не чиновник и жандарм, будут определять его судьбу. Когда на страницах официальной губернской газеты можно было найти такой лозунг: "Солнце - свет земли. Сознание - свет человека. Ищите солнце в себе". И даже когда со стороны могло казаться, что Малевич или Филонов сломались, вынужденно изменили своему методу, это было совсем не так. На выставке в воронежском музее есть картина, которая называется "Тракторная мастерская Путиловского завода", она создана в начале 1930-х. Уже стало окончательно ясно: то, что назовут "соцреализмом", победило здесь бесповоротно. Казалось бы, компромисс, измена собственному творческому методу. Но нет, Филонов продолжает видеть мир по-своему, и картина, притворяющаяся соцреалистической, производит впечатление скорее мрачное, чем жизнеутверждающее. Даже Ленин на акварели 1931 года "Гоэлро " (видимо, набросок к более масштабному замыслу) совсем не похож на памятник. Стоит слегка потерянно среди рисованных конструкций. В 1988 году, после десятилетий замалчивания, в Русском музее состоялась большая выставка Павла Филонова. Впрочем, тогда изучение его наследия, по сути, только начиналось. Предстояло преодолеть немало трудностей. В том числе связанных с тем, что Филонов никогда не подписывал и не датировал свои произведения. Особенно трудной была атрибуция картин и рисунков, созданных в те годы, когда художник оказался лишен возможности выставляться. Эти творения писались маслом на тонком картоне. Для их большей сохранности реставраторы наклеивали картины на холст. Выставка в Воронеже названа "Рабочий Изо". Это самохарактеристика из филоновского дневника. Или, скорее, некий идеал, к которому художник стремился. На вернисаже директор Воронежского музея имени И.Н.Крамского Владимир Добромиров случайно оговорился, назвав Филонова Платоновым. Оговорку признал символичной: - Один работал в прозе, другой - в живописи, но между ними очень много общего. Оба они - новаторы. Оба смотрят на мир одновременно и через микроскоп, и через телескоп. Даже сословно они родственны. И Платонов, и Филонов - из работяг.
- Художник умер в декабре 1941-го в блокадном Ленинграде под своими картинами, не желая никому их отдавать. Незадолго перед смертью дежурил на крыше, чтобы немец кие бомбы не попали туда, где находились его произведения. Его работы спасли близкие, прежде всего сестра. В 1970-е они были переданы на постоянное хранение в Русский музей. - У нас - самая большая его коллекция: больше 800 произведений, - рассказала на открытии выставки заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева. Из них в Воронеже демонстрируются сорок три.
Источник: газета "Коммуна", NN61-62 (26450-26451) | Пятница, 5 июня 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|