 |
15.06.15
Сокровенный человек, где ты?
Дневник Международного Платоновского фестиваля
На юбилейном Платоновском фестивале было представлено пять спектаклей по текстам Андрея Платонова
Почему-то никто не берет его пьесы, предпочитая рассказы. Только в Воронежском Камерном театре в репертуаре две пьесы нашего выдающегося земляка, но они поставлены в прошлые сезоны и в этом фестивале не участвовали.
Людмила Романова, театровед Нетрудно заметить, что наибольшее количество постановок вызывают три рассказа Платонова – «Фро», "Река Потудань", "Возвращение". Вот и на этот раз привезли на фестиваль две драматических версии "Фро". С них и начнем. Московский театр "Сфера" объединил два названия - "Фро" и "Афродита". Зрительный зал разделен на два сектора, а посередине - деревянные помосты с мостиком между ними. На этих подмостках и разворачивается действие, в котором много суеты и беготни, но, на мой взгляд, утрачено главное - сила и цельность чувств героев (режиссер Юлия Беляева). Небрежно выстроена сюжетная линия, повороты в которой пробрасываются (если не читал, то многое не понятно), внутренняя пустота актеров заменяется внешним действием - бесконечным метанием по подмосткам. Зачем в "Афродите" Назара сопровождает какой-то юродивый, обхохатывающий все проявления чувств героев? Он настолько чужд стилю Андрея Платонова, что просто коробит. А как сценически выразить целомудренно плотскую любовь героев? Да, разумеется, через эротический танец (хореограф Маргарита Журавская). Но эта балетная эротика в своей слащавой красивости не имеет ничего общего с высотой чувств у героев Андрея Платонова. Вариант "Фро" Рижского русского театра им.М.Чехова (спасибо рижанам за память о великом русском артисте!) намного ближе к первоисточнику. Во-первых, здесь четкая внятная режиссура Руслана Кудашова и интересное сценографическое решение Николая Слободяника. Просто глаз отдыхает на этих белых вышитых полотнищах, на кровати с мягким матрасом и взбитыми подушками. Справа выгорожено купе поезда, в котором муж Фро Федор (В.Яковлев) мчится на Дальний Восток, "окруженный Сибирью". А в глубине сцены - два колеса: одно большое, другое - маленькое с рукояткой. Это прежде всего напоминание о паровозе (отец Фро - паровозный машинист), но имеет и другое предназначение, о котором чуть позже. Главная героиня (Е.Фролова) очень эмоциональна и искренна. Она убедительна и в своей бабьей тоске по мужу, и в своей неприкаянности от этой тоски, и в решимости отправить отчаянную телеграмму и, наконец, в неистовости своей любви. Здесь-то и сыграли свою роль два колеса: Фро до изнеможения крутит ручку маленького колеса, пока большое не взрывается фейерверком искр. И остроумно, и смешно, и все понятно без слащавой эротики. Вообще в спектакле много смешного, особенно в сценах работы по отгрузке шлака и выступлении хора затейников из кондукторского резерва почему-то под песню итальянских партизан "Белла чао!". Песня бодрая, ритмичная, за это, вероятно, и выбрана. И вот в этой-то песне и потонул финал спектакля. Смешное пересилило серьезное. Какой смысл заключен в истории? Ведь не ради утоления ненасытной плоти вызвала мужа Фро из серьезной командировки. Происшедшее помогло ей осознать, что дело Федора, которому он предан всей душой, ради которого он снова покидает горячо любимую жену, ему столь же нужно и важно, как и она. А вот она пока что вся в эгоизме своей любви, ей еще предстоит найти себя в новой жизни. Тема для 30-х годов очень важная, она отражена и в драматургии того времени, например, в "Тане" Алексея Арбузова. Но она почему-то отходит на второй план, а без этого Платонов предстает обыденным. Много интересного в студенческом спектакле школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова) "Платонов. Встреча первая". Над материалом студенты работали три года, погружаясь в непростой мир платоновской прозы, преодолевая трудности языка писателя. К сожалению, программки не было, и я не могу назвать их фамилии. Но думаю, что скоро мы многих увидим на сцене и на экране. Спектакль сделан в виде этюдов на темы платоновских рассказов, причем не целых, а взятых кусочками. Так, в "Реке Потудань" сыграна подробно только первая встреча героев, а остальное проговорено. В "Возвращении" чуть-чуть о Маше, и сразу встреча с Любой. У молодых темпераментных героев настолько здорово проступает взаимное тяготение, что упреки мужа относительно Евсейки выглядят смешно - никакой Евсейка их не разлучит. "Третий сын" разыгран в шукшинском стиле: дед с балалайкой, стол с мисками, где отец хлопает по лбам всех сыновей, бабка, чья смерть - только залог продолжения жизни. Ребята прекрасно перевоплощаются, не прибегая к гриму, бородам и усам. В этом отрывке прекрасно работает исполнитель роли деда. Но все-таки юмора больше, чем трагизма. Это еще можно понять: слишком молоды студенты, чтобы передать скрытый трагизм Платонова. Но тенденция немножко настораживает. Не могу удержаться и от упрека Воронежской академии искусств: в других учебных заведениях работают над Платоновым, а на родине писателя - нет! Очень удивил и порадовал спектакль театра "АРТиШОК" из Казахстана "Корова". Этот рассказ, насколько я знаю, никогда не инсценировался, была только давняя экранизация прошлогодним лауреатом Платоновской премии Александром Петровым. Рассказ очень короткий, но молодой новосибирский режиссер Анна Зиновьева дополнила и развила его до двухчасового спектакля. Здесь есть и пронзительность детского восприятия жизни, и одухотворенность природного существования, и восхищение изобретением рук человеческих - паровозом (очень платоновская тема!), и много режиссерской фантазии. То, как существуют артисты в образах - гимн профессии. К великому сожалению, из-за отсутствия программки, снова не могу назвать имена, но исполнители ролей Мальчика и Коровы - просто виртуозы. Мальчика играет женщина, но это не тюзовская травести, здесь подлинное перевоплощение в характер. Мальчик, который растет, познает мир, видит страдания живого существа, отзывается на него всем сердцем, учится переживать и радоваться. Как он предотвращает крушение паровоза (молодцы все безымянные участники спектакля, с таким энтузиазмом изображающие, как вращаются колеса, как постепенно останавливается громадная махина), как он видит во сне выступление "лучшего в мире цирка", где его близкие, друзья и, конечно, обожаемая корова, выстраиваются в так любимые в 30-е годы пирамиды под звуки бравурного марша. Отголоски трудной, скудной материально жизни, всегда присутствующей в произведениях Платонова, все время напоминают о себе в спектакле. И сцена, в которой мать с сыном, забавляясь и хохоча, делают из мыльной пены пирожные "безе" - неведомое лакомство далекой городской жизни, очень красноречива. Ну и, конечно, финал - корова попадает под тот самый поезд, приходит мясник и на глазах у мальчика рубит ее на куски - столкновение с неизбежной жестокостью жизни. На глазах у актрисы настоящие слезы, да и мы не можем от них удержаться. И все же в этом замечательном спектакле есть и не свойственная Платонову попытка разжалобить. А у автора все суровее и проще. И наконец о том, где, на мой взгляд, случился подлинный Платонов. Произошло подобное в таком далеком от него искусстве, как балет. Представленный еще на фестивале 2013 года "Вечер современной хореографии" Воронежского театра оперы и балета, объединивший под руководством народного артиста СССР Владимира Васильева семь миниатюр на платоновские темы, созданные семью балетмейстерами из нового поколения современных хореографов, вызвал самые восторженные отклики. По какому-то недоразумению он всего лишь раз был представлен в прошедших сезонах. К Пятому фестивалю нынешний главный балетмейстер театра Александр Литягин возобновил этот уникальный во всех отношениях спектакль (честь ему и хвала!). И я наконец его увидела! Такие номера, как "Притяжение высоты" (хореография А.Панфиловой, исполнители В.Мануковский и Е.Панина), "Неодушевленный враг" (хореография А.Могилева, исполнители Н.Большунов и В.Мануковский) и "Люди Платонова" (хореография Р.Поклитару, исполнители - солисты и артисты балета) выразили тот самый платоновский космизм, которого не хватило описанным драматическим театрам. Суммируя вышесказанное, приходишь к выводу, что платоновское наследие современные художники стремятся приблизить, так сказать, к широким народным массам. Отсюда происходит некоторое упрощение, обыгрывание юмористических ситуаций. Но бросать в них за это камень не хочется (кроме, разумеется, театра "Сфера"). У каждого из нас - свой Андрей Платонов. И чем больше людей приобщаются к наследию великого писателя, тем лучше. Они будут его читать, размышлять над ним - словом, жить в его "прекрасном и яростном мире".
Сцена из спектакля "Фро". Рижский театр им. М.Чехова. Фото Михаила Квасова
Сцена из балета "Вечер современной хореографии". Фото Михаила Квасова
Источник: газета "Коммуна", N 66 (26455) | Вторник, 16 июня 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|