 |
05.05.15
России ратные поля
Публицистика
«Россия не с меча, она с сохи, серпа и плуга начиналась…» – одна из тысяч поэтических строк об истории нашего Отечества
Александр Высотин г.Воронеж
Плуг в поэтической обойме полевых орудий труда со всей очевидностью приписан для ритмического завершения строки: время битвы на ратном поле Куликове, а с него- отсчет ратных полей России, не было еще временем плуга. С его появлением будет связано много надежд не только в поле, но и в переменах общественной жизни, недаром один деятельный тургеневский персонаж с намеком изречет: "Поднимать новь не сохой, а глубоко забирающим плугом". А так, в поэтической строке "Россия не с меча, она с сохи, серпа и плуга начиналась...", все верно, все верно о мирной сущности нашей матери-Родины. Как и верно, когда одной из тысяч патетических строк обозначена судьбоносная связь меча и орала для исторического бытия России. Без этой взаимосвязи орудия труда и боевого оружия "исчезла б Россия с планеты Земля". Как верно и по сказанной одной из тысяч суровых строк о понимании русскими своего постоянного мобилизационного состояния: "Одной рукой держись за соху, а другой за меч", своей готовности к жертвенности: "Мы погибли бы, если б не погибали..." Исстари русский народ воспринимал "поле" и как место, где что-нибудь посеяно, посажено, и как жизни источник: жито - еда - жизнь. И "поле" - особо, как место духовное, как "дело светлого добывания жизни", потому что хлеб насущный непостижимо чудным образом, не разделяясь сам, питал, не разделяя живот и душу человека. И не меньше сказано прозой о русском поле, на котором извечно соединялись и соединяются силы небесные и силы земные. Как в "Зарницах" Виктора Астафьева: "Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землею колосья. И, кажется, я слышу, как зреют они. А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом". Только вот земные люди часто нарушали этот небесный союз мира и хлеба "и не уставали убивать соседей по серпу". И потому русскому народу не по своей воле, вынужденно, пришлось с самого начала воспринять "поле" еще и как место ратное. Как место к рати, к брани относящееся, к брани, в которую приходилось неизбежно втягиваться для защиты своих же, с таким тяжким трудом возделанных полей. В древнерусской летописи "Повесть временных лет" слова киевского князя Владимира: "начнет смерд пахать, а половчанин, налетев, ударит его стрелою", не только свидетельство о немирной, уже в древнерусскую эпоху ситуации, но и отеческое наставление о необходимости защищать поля, работающих них, защищать, ни с чем не считаясь: "Лета 6611 (летоисчисление от Сотворения мира) И седе Святополк с своею дружиною, а Володимер с своею в едином шатре; и почаша думати и глаголати дружина Святополча, яко: "Негоже ныне весне ити хочем на смерды и погубите е и рожью их". - И рече Володимер: "дивно ми, дружино, оже лошади жалуете, еюже то орет, а сему чему не промыслите, оже то начнет орати смерд, а приехав половчанин ударит и стрелою, а лошадь его поимет, а в село его ехав, имет жену его и дети его и все его именье: то лошади жаль, а самого не жал ли?!" "В год 1103 (летоисчисление от Рождества Христова) И сел Святополк со своею дружиною, а Владимир со своею в едином шатре; и стала советовать и говорить дружина Святополка, что "Не годится теперь, по весне, идти, погубим и смердов и пашню их". - И сказал Владимир: "Удивительно мне, дружина, что лошади вы жалеете, которую пашут, а о том почему не думаете, что вот начнет смерд пахать, а половчанин, налетев, ударит его стрелою, и лошадь его отберет, и на село его напав, захватит жену его и детей его и все добро: эк вам лошади жаль, а самого его не жаль ли?!" Кстати, в ту пору смердам, кузнецам, ремесленникам на ратную службу был отступ, мечи и копья они брали в руки, когда начинал бить набат... В Толковом словаре Владимир Даль обоюдную обязанность "работать в поле = защищать поле" веско подтвердил следующей словесной смысловой взаимосвязью: "Ратай - ратник, воин; // от глг. орать: оратай, пахарь, земледелец". Народ вынужденную необходимость "бывать оратаю ратаем" приправил еще поговорками и пословицами с назидательным наказом: приобретенное качество работать в поле до последнего вздоха: "Собрался умирать, а рожь сей", то есть сохрани, оратай, и в ратном деле: "Умирай в поле да не в яме" - не отсиживайся, не прячься, защищай родное поле. Такая вот историческая судьба выпала для русского народа, у которого никогда не было иного, кроме жертвенного, выбора. Иначе, как верно написал современный поэт Владимир Костров - Мы бы в наших лесах затерялись навек, Захлебнулись простором Великой Равнины, Если б ведали страх, обратились бы в прах, Из которого после поднялись едва ли, В непосильных трудах, бесконечных боях Мы погибли бы, если б не погибали... Поля ратные, именуемые так и по ожесточенности битв, и победной завершенности их, поливались кровью большинства русских пахарей, воспитанных в вере православной и с житейским пониманием основы Победы: "В поле две воли: чья правда, та и сильнее", "В поле две воли: кому Бог поможет, тот и сильней". ...На иконе Спас Ярое Око в Успенском соборе Кремля, относящейся к временам Куликовской битвы, угадывался лик героя поля Куликова. Смел взгляд - не лишен и гнева. Внешний облик - богатырские плечи, в коих физическая сила кузнеца, а в душевной сущности - затаенный порыв спорости пахаря: от сохи - на ратное поле, от ручников - к мечу! Биться за поле порой приходилось там, где только что жали, биться одинаково яро - по судьбе получать разно: "Лежит он, как витязь, // В истоптанном жите, // Мать, если встретите, // Не говорите" При благосклонном же исходе для ратая оставался прежний извечный круговорот бытия: меч - рать - жизнь - работа - поле - соха - хлеб. Так было и так будет: ныне и присно, и во веки веков! Солдат бывалый, ты еще ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ у плуга, Ты пашешь, косишь, землю ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ боронишь. И ходят твои мускулы ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ упругие, Успеть за молодыми ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ норовишь!.. Сельский тракторист, уроженец Таловского района Петр Афанасьевич Трайнин, пересевший механиком-водителем на танк, за ратный подвиг в 1943 году был удостоен звания Героя Советского Союза, а через пять лет, в 1948 году, за трудовой подвиг - звания Героя Социалистического Труда. Жажда мирной работы не иссякала в русских ратниках, солдатах, в советских бойцах на войне, где они были постоянно в предвкушении желанной поры. А как только пора желанная наступала - фронтовики были первыми... В 1985 году, когда в честь 40-летия Победы в колхозе "Великий Октябрь" Хохольского района стодвадцатигектарное паровое поле решили засеять первоклассной пшеницей и впредь именовать Солдатским Полем, и трудиться под девизом "Память во имя павших - труд во имя живых!", то первыми оратаями на Солдатском Поле стали бывшие фронтовики, трактористы и комбайнеры Петр Калинович Ситников, Константин Петрович Панин, Николай Алексеевич Панин. На исторической карте России, конкретно - на Белгородщине, навечно остается Прохоровское поле с одноименным мемориальным комплексом как третье ратное поле России вслед за Куликовым и Бородино. Расплескиваясь звуковыми волнами в поднебесье и далеко окрест, звонят на третьем Ратном поле еле видимые с земли колокола. Колокола звонницы храма святых апостолов Петра и Павла, храма, сооруженного государством Российская Федерация в доле с народными пожертвованиями. Звонят колокола через каждые двадцать минут тишины: - в честь ратников Куликова поля; - в честь солдат поля Бородино; - в честь пехотинцев, артиллеристов, танкистов, летчиков - героев Прохоровского поля Курской дуги.
Колокола, переждав двадцатиминутную тишину, звонят и единят славу ратников - русских солдат - советских бойцов. Единят колокольные звоны ратные подвиги, растворяя различия и выявляя только сходство. Сходство одинаково проявленного мужества при защите Отечества в 1380 году на ратном поле Куликовом, в 1812 году на ратном поле Бородино, в 1943 году на ратном Прохоровском поле. Мужество в летописи 565 исторических лет, увенчанное звонким словом "Победа!". В этой боевой эстафете мужества зримо прослеживается как от поколения к поколению передавались черты русского характера: отдать жизнь за Отчизну свою как "за други своя", ведать, что воинская слава бескровной не бывает: "Не быть бессмертной славе пока не льется кровь", быть готовым к тому, что погибнешь безвестным. О том и в летописях: "Аще муж убьен есть на рати, то кое чюдо есть? Инии же и дома умирают без славы, си же со славою умроша! Укрепите сердца ваша и подвигнете оружье свое за ратнее!" "Если муж убит в бою - какое в том диво? Иные и дома умирают бесславно, эти же со славой погибли! Укрепите сердца ваши и поднимите оружие свое на битву!" О том и жертвенно-поэтическими строками: "Мы говорили в дни Батыя, // как помним в дни Бородина: // "Да возвеличится Россия, // да сгинут наши имена..." О том и священным обелиском в XX веке - могилой Неизвестного солдата в Москве. О том воинском братстве - и архитектурно-скульптурная композиция "Колокол единения трех славянских народов" на ратном Прохоровском поле: Содружество ваших ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ испытанных плеч Века без усилия тащат. Для вас, победивших, Нам Память сберечь! Вы - вечны... Вы - вечны... Как говаривали в древности не в утешение, а по нетленной истине: "Следов от славных мужей не стирает время, доблесть погибших сияет". Сияет в венце подвигов - в Победе в год ее 70-летия! Над ратными полями России вместе со звонким словом "Победа!" звучало летописно, поэтически, крылато у Александра Блока: Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла. И словно облаком суровым Грядущий день заволокла... Не может сердце жить ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. Молись! Фото Михаила Вязового
...Колокола, переждав двадцатиминутную тишину, единят - единят - единят Славу - славу русских ратников - славу русских солдат - славу советских бойцов. И эстафетную Славу ратных полей России: "Отражают отблеск славы, // Которая врагам видна // От Прохоровки до Непрядвы // От Непрядвы до Бородина". И во всем - проникновенная взаимность поколений, сражавшихся на ратных полях России, - русских ратников, русских солдат, советских бойцов, одинаково проявивших бесстрашие, мужество, беззаветность во имя Отчизны. И потому: Вы - вечны... Вы - вечны... Вы - вечны...
Источник: газета "Воронежская неделя", N 18 (2212), 6 -12 мая 2015 г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|