 |
28.04.15
Строительный кран против фарфоровой фигурки
Выставка
В эти весенние дни в Воронеже демонстрируются живописные работы из собрания Ярославского художественного музея
Виталий Черников
«За красной чертой» - так называется выставка в Воронежском музее имени И.Н.Крамского, на которой представлены произведения русских художников первой половины XX века. Из Ярославля в наш город прибыли 40 живописных работ 1920-1950-х годов. В том числе таких авторов, как Сергей Герасимов, Константин Коровин, Александр Куприн, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Николай Самокиш, Аркадий Рылов. Недавние футуристы, импрессионисты, бубнововалетцы, авторы со сложившейся индивидуальной манерой, уже знавшие, что такое успех и признание, после октябрьских событий 1917 года и прихода к власти большевиков они оказались вынуждены подстраиваться под требования эпохи, под вкусы партийных "искусствоведов". - "Красная черта" разделила две эпохи, - говорил на открытии выставки директор воронежского музея Владимир Добромиров. – И новая эпоха вынудила художников следовать тем идеологическим установкам, которые господствовали в обществе. Сергей Романович говорил про своих коллег: "Чернышов пишет нимфеток, Истомин скрылся в преподавании, Митурич уж на что саблезубый тигр - и тот сдался!" Кто-то из творцов ушел в педагогику, кто-то - в иллюстраторы классической литературы или занялся оформлением спектаклей… "Внутренняя эмиграция" - словосочетание, понятное многим российским творцам и в 2015 году.
Владимир Добромиров провел экскурсию для первых посетителей. Фото Дарьи Снеговой
Значительная часть работ, представленных в музейном выставочном зале, - портреты вождей и изображения советских строек. Характерна для сталинской эпохи одна из работ Роберта Фалька - и ее название: "Московский пейзаж со строительными кранами". Сюжет - строительство Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. Хотя можно проследить и за тем, как художники в первые десятилетия торжества коммунистической идеологии (или того, что ею называлось в СССР) пытались перехитрить время, уйти от политики, изображая вместо ожидаемых Ильичей и ударников труда "натюрморт с фарфоровой фигуркой" или "розы на фоне моря". Иногда даже удавалось выдать за "соцреалистическое" то, что было своим, заветным.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 11 (2211), 29 апреля - 5 мая 2015 г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|