10.04.15
Чудо исцеления
Православие
Виталий Жихарев
Давным-давно покойная бабушка моя Анна Ильинична рассказывала про сказочное исцеление от тяжкой хворобы крестьянки из села нашего, Артюшкино, случившееся в старые времена. Вроде бы, была женщина лежачей, а вот свозили ее в какой-то монастырь, там то ли водицы особенной попила, то ли целительная сила молитвы на нее чудесным образом подействовала и - чуть ли не бегом оттуда воротилась прежняя страдалица.
По младости лет своих и в силу воспитания, выпавшего на тот самый период отечественного богоборчества, когда Никита Сергеевич Хрущев собирался показать по телевизору «последнего попа», не поверил я рассказу бабы Ани про чудеса, подумал только: если и было что-то, то наверняка очень незначительное, да с годами обросшее легендами и домыслами до невероятных размеров.
А когда наступила эпоха всяких кашпировских и чумаков, этих, как заметил сатирик, "пиров во время чумы", бабушкина сказка на фоне телевизионных опытов "излечений" масс оптом и в розницу забылась.
Велико же было мой удивление, когда недавно обнаружил подтверждение стародавнего чуда! История эта связана с именем святителя Тихона, епископа Воронежского (1724-1783). В наши края владыка был направлен священноначалием, что называется, на прорыв. Епархия была велика территорией – от города Орла до Черного моря - и крайне запущена: духовенства мало, население, сильно разбросанное, одичало в невежестве и суеверии. Еще имели место давние языческие обряды. Особенно сильно возмущался дух епископа существованием "годового торжества" в честь языческого бога Ярилы, сумасбродством и пьянством во время "масленицы".
"Души многих находятся в худом состоянии... расслаблены, разболелись, требуют врачества и целительного пластыря, - писал тогда преосвященный Тихон.- Христианской веры и жития равного... и следов не видано!.. Предерзости, злодеяния, насилования, озлобления и прочая беззакония от злых и пагубных людей все более и более умножаются...
Многие, нынешнего наипаче века, люди то до болезни, то до старости, то до смерти отлагают покаяние... грех тяжкий, и точно прелесть диавольская... Знак есть крайнего о спасении нерадения и сна греховного".
Горячо принялся за работу новый епископ. Он объезжал огромную епархию просто верхом. Завел школы и проповедничество, научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. "И нравы стали смягчаться, - замечает историк.
- Раз в Воронеже праздновали на площади языческому богу Яриле. Вдруг является владыка и своим пламенным словом прекращает бесчиние. А на другой день весь народ явился к нему с покаянием".
Современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа. К сожалению, пребывание его здесь было недолгим: из-за недомогания пришлось оставить епархию и определиться сначала в Толшевский, а потом в Задонский монастырь, где он остаток жизни посвятил молитвам и литературным трудам.
Вскоре после его смерти возле гробницы стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. В 1846 году при сооружении в Задонске нового храма разобрали ветхий старый храм, под алтарем которого был погребен святитель. При этом тело его было обретено нетленным и перенесено в новую гробницу. Епархиальные власти сообщили об этом, равно как и о чудесах, совершаемых при гробнице святителя Тихона, в Священный Синод и лично царю. 13 августа 1861 года было совершено торжественное открытие мощей и официальное прославление святителя Тихона как новоявленного святого и угодника Божия.
Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Чудотворения и исцеления "надлежаще обследовались" и заносились в акты Задонского Богородицкого монастыря. Среди прочих, в частности, обнаружилась запись, касающаяся жительницы села Артюшкино Новохоперского уезда. Речь идет о крестьянке Татьяне Андреевне Оболенской.
Она была крепостной в семействе помещиков Доломановых. Ходила в девицах, то есть являлась незамужней. Татьяна отличалась большим трудолюбием и послушанием.
За это пользовалась благорасположением господ. Только ей доверяли стирку белья. Особенно ценила работницу барыня Дарья Павловна Доломанова, в непосредственном услужении которой Татьяна находилась с малых лет. Хозяйка всегда брала ее с собой в поездки.
До сорока лет Татьяна никогда не жаловалась на здоровье. Но в 1852 году случилось непредвиденное. Дарья Павловна поздней осенью поехала проведать родственников в село Тихвинское, что в сорока верстах от Артюшкино. С собой взяла Татьяну. Прожили они в гостях целый месяц и только потом засобирались домой. А погода между тем наступила уже зимняя. Домой возвращались по первому снегу. Татьяна не догадалась запастись теплой одеждой, понадеявшись на крепость своего здоровья.
Обратный путь завершился великой печалью: Татьяна Андреевна сильно простудилась. Она даже не смогла самостоятельно покинуть тарантас, ее выносили на руках.
"С того времени, - говорится в монастырской записи, - у Татьяны Оболенской открылось сильное онемение в обеих ногах, и припадочные конвульсии ежемесячно повторялись при каждом новолунии и полнолунии".
На протяжении почти девяти лет больная многажды осматривалась заезжими фельдшерами, пользовалась различными медицинскими и народными средствами. Облегчения, однако, не наступало.
В начале августа 1861 года до Доломановых дошел слух об открытии святых мощей в Задонском Богородицком монастыре. Барин немедля велел снарядить экипаж и отправить Татьяну в сопровождении ее матери Марфы Григорьевны в город Задонск просить помощи у новоявленного угодника Божия Тихона.
В Задонск больную доставили 11 августа. Ее на руках внесли во двор монастыря мать и двое прибывших с ней на поклонение женщин - жена дьякона села Артюшкино Анастасия Вязовая и мещанка из города Новохоперска Евдокия Богданова. Также на руках Татьяну внесли в церковь, где было множество народу, и приложили к раке святителя Тихона.
"С полным упованием на Бога и с верой на предстательство святителя Тихона приложилась больная к раке со св. мощами, - записано далее в монастырском документе. - Святитель Божий благосердно принял ее молитву, и девятилетняя страдалица мгновенно почувствовала во всем организме, и особенно в ногах, облегчение, так что с малой только помощью других, но уже на своих ногах, вышла она из церкви и одна, без поддержки других, долго стояла на церковном дворе, в умной молитве благодаря Бога и святителя Тихона за исцеление".
С тех пор Татьяна Оболенская ходила на своих ногах, правда, с бадиком или же опираясь на чье-либо плечо.
Кстати будет сказать, что помещики Доломановы были милосердны и сострадательны к крестьянам.
В рукописной книге Задонского монастыря записаны многие и многие случаи чудотворений и исцелений. И под каждой записью такое свидетельство: "Все упомянутые в настоящем событии лица, бывшие его очевидцами, законным порядком подтвердили его, приписывая исцеление чудотворной силе от святых мощей новоявленного угодника Божия Тихона Задонского и всея России чудотворца".
Так что хотите - верьте, хотите - нет.
Источник: газета "Коммуна", N38 (26427) | Пятница, 10 апреля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015