 |
25.03.15
Прима воронежской сцены
27 марта – Международный день театра
35 лет назад она была принята в труппу Воронежского театра имени А.В.Кольцова. Сегодня Надежда Леонова - одна из ведущих актрис, блистательная прима нашей сцены
Владимир Межевитин
Среди ее спектаклей последнего десятилетия зрителям особенно памятны «Ненормальная» и "Зойкина квартира", "Дом Бернарды Альбы" и "Без вины виноватые", поставленные в театре драмы, а также "Стихийное бедствие", "Подари мне лунный свет", "Манекен" - в Доме актера… Все они были очень разными, как и отличными друг от друга были персонажи, сыгранные Заслуженной артисткой России Леоновой. К каждой роли она находила свои особые краски, свои ключи, свое понимание сверхзадачи того или иного образа и пьесы в целом. Это разнообразие воплощений, вдохновенных и завораживающих, почти всегда вовлекающих публику в эмоциональное сопереживание, и выделяет, наверное, Надежду Леонову среди других, по-своему уникальных коллег.
Надежда Леонова. Фото Виталия Жихарева
Хочется напомнить, что при всей своей сегодняшней популярности и зрительском обожании театральный путь актрисы Леоновой не был прост и легок. Наряду с громкими успехами ей приходилось преодолевать сомнения и неудачи, разочарования и творческую неудовлетворенность. Проявив характер и мудрость, она сумела выдержать все испытания и заслужить признание и любовь благодарной публики. Надежда Леонова родилась в Улан-Удэ, на Байкале и, следуя примеру бабушки, которая была актрисой, решила связать свою жизнь с искусством. После школы она уехала в Москву и держала экзамены едва ли не во все столичные театральные вузы. Ее брали везде, но Надежда, уступив уговорам подруги, предпочла ВГИКовскую мастерскую, руководимую легендарным Сергеем Бондарчуком. Однако институт кинематографии пришлось оставить из-за болезни мамы. После некоторого времени работы на производстве давнее желание стать актрисой привело ее в институт искусств Воронежа. Учеба на курсе известного режиссера Глеба Дроздова открыла Леоновой дорогу на сцену. В 1979 году Дроздов пригласил нескольких своих лучших учеников в Кольцовский театр. Среди них оказалась и Надежда Леонова - многообещающая актриса с запоминающейся внешностью кинозвезды. Первые же ее роли в спектаклях "Свадьба Кречинского", "Старый дом", "Посеешь ветер..." обнаружили яркий темперамент и лиризм дебютантки, ее подкупающее очарование, психологическую чуткость и достоверность. Запомнилась она и в "Агенте 00", "Даме-невидимке", в "Смотрите, кто пришел", "Дяде Ване", "Виноватых" (в постановке Романа Виктюка)... Героини Леоновой 1980-х годов - пленительные, иногда пугающие и заманчивые одновременно, - как правило, были преисполнены чувством внутреннего достоинства, грации и красоты. Они волновали, надолго оставались в зрительских сердцах и, конечно же, способствовали росту творческого опыта молодой исполнительницы. Кстати, известнейший и модный московский режиссер Роман Виктюк предлагал ей переехать в Москву, уверяя, что актрису ждет карьера не только в столичном театре, а и в кинематографе. Но Леонова, активно работающая в Воронеже, предпочла остаться среди дорогих и любимых ею людей - своих друзей и зрителей, которых она бросить не могла. Значительным этапом стали для Надежды Леоновой годы работы с новым художественным руководителем театра Анатолием Ивановым. Именно в конце 1980-х - начале 1990-х она блеснула в "Кабанчике" и "Свалке", "Венецианском карнавале" и "Спортивных сценах 81 года", "Игре любви и случая", в нашумевших спектаклях "Все в саду" и "Резвых крыльях амура" ("Волки и овцы"). Во всех этих работах зрители и специалисты отмечали возросшее мастерство актрисы, его многогранность и изящество, точность психологического и пластического рисунка. Вкус, такт и строгость отличали Леонову не только в выборе драматических, но и комедийных (а то и гротескных) красок, присущих ее широкому исполнительскому диапазону. В спектаклях "Бег", "Коварство и любовь" Надежда Леонова демонстрировала способность к трагедийному воплощению исторического образа, к психологическому и социальному исследованию неординарной личности... Необычайно трогательна была и ее Варька в "Манекене", пронзительна и глубока оказалась Понсия в "Доме Бернарды Альбы" (отмеченная специальным призом воронежской критики в 2005 году). Запомнилась Кручинина в "Без вины виноватых". Вдохновенным призывом к состраданию и милосердию, лишенным ложной патетики, стала роль Марины в постановке Анатолия Иванова "Ненормальная" (по одноименной пьесе Н.Птушкиной), которую Надежда Леонова играла предельно искренне, трепетно и исступленно. Высокая трагедия одиночества и поиска любви вызывала бурю эмоций зрительской аудитории несколько сезонов... Помню, как в финале спектакля зрители со слезами на глазах, поднимаясь в едином порыве со своих мест, подолгу аплодировали исполнителям, не отпуская актрису с подмостков... Так происходило и на многих других спектаклях Заслуженной артистки России Надежды Константиновны Леоновой. Происходит и сейчас, когда она выходит на сцену. И это безусловное признание таланта, отданного служению искусству и зрителю, в этом искусстве нуждающемуся.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 12 (2206), 25-31 марта 2015 г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|