Владимир Гуреев,
Внимательно всматриваясь в процессы, происходившие в стране, писатель всячески пытался предостеречь от непродуманных шагов и излишне поспешных решений. Безусловно, жизнь не стоит на месте, и все в мире может меняться, причем радикально. Но в процессе преобразования жизни ни в коем случае нельзя забывать о человеке, особенно уже немолодом. Выводя на своих страницах образы стариков и старух, Распутин ставил серьезные нравственно-философские проблемы. Душевный дискомфорт и даже внутренний надлом испытывает личность в эпоху крутых перемен. И относиться к человеку в этот момент нужно бережно, с большой чуткостью. В понимании писателя здесь недопустимы были ни грубый нажим, ни метод "шоковой терапии". Писателя всегда особенно остро занимала проблема сохранения России, сохранения народного духа. И здесь как раз важную роль играли именно представители старшего поколения. Именно они являются носителями исконной народной нравственности. Именно они сохранили в себе лучшие национальные черты: способность претерпевать любые жизненные тяготы, честное отношение к труду, чувство личной ответственности и несгибаемую силу духа. Как раз эти качества и присутствуют у главной героини повести "Прощание с Матерой" старухи Дарьи, уже само имя которой не случайно ассоциируется с именем некрасовской героини, - той самой, что "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Простая русская женщина, всю жизнь безвыездно прожившая в родной деревне, она несет в себе заряд большой нравственной силы. На ее долю выпало стать свидетелем того, как уходит под воду не просто родная деревня, а тысячелетний крестьянский уклад. Причем делается это бездумно. Вершителей всех преобразований куда больше, чем тяготы соотечественников, волнует собственный имидж в глазах заграницы. ("Туристы и интуристы поедут, а тут плавают ваши кресты", - раздраженно говорит один из номенклатурных.) "Пожогщики" с тупой механической энергией сжигают по приказу все подряд без самого элементарного интереса к тому, что предстоит уничтожить. (Несколькими десятилетиями спустя исламские фанатики точно так же бездумно будут стирать с лица земли бесценные исторические памятники и даже города.) На глазах жителей старинной русской деревни уничтожаются их избы, пашня, лесные угодья. А между тем Дарья убеждена в том, что на имеющиеся природные богатства, которые порой бездумно и расточительно расходуются сегодня, имеют права и те, кто будет жить после нас. Да и потом, с какой это стати кто-то присвоил себе право распоряжаться и владеть тем, что по справедливости должно принадлежать всем живущим на этой земле? А то ж ведь получается, как с конем, что был общим для всей семьи и которого "один взял да и продал за рупь двадцать". Но главная трагедия распутинской героини даже не в этом. Дарья болезненно переживает то, что у нее нет духовных наследников и ей некому передать огромный нравственный опыт, полученный от предшествующих, уже ушедших поколений. Сберечь, сохранить все это - вот главная задача героини. Но этот нравственный опыт все более оказывается невостребованным новым поколением, проникнутым духом практицизма и попросту не видящем во всем этом никакой личной выгоды. В результате рвется связь между поколениями, утрачивается чувство взаимной ответственности ныне живущих перед предками и потомками. К тому же, отбрасывая что-то как устаревшее, мы зачастую несем невосполнимые культурные и нравственные потери. Безусловно, процесс движения вперед неостановим. Но слишком резко ломать привычный образ жизни без учета мнения самих людей - непростительная ошибка, сколь грандиозными и масштабными планами ни оправдывалось бы все это - будь то необходимость строительства гидроэлектростанций или добычи никеля. Когда об этом совершенно не думают, то последствия весьма плачевны. И это прямо показал Распутин в повести "Пожар", являющейся логическим продолжением "Прощания с Матерой". Через экстремальную ситуацию поселкового пожара наглядно продемонстрирована полная утрата соотечественниками (бывшими деревенскими жителями) способности сообща, единым фронтом (как бывало это во время войны) противостоять серьезным жизненным испытаниям. В изображении Распутина современники предстали плохими наследниками традиций дедов и прадедов. Писатель не побоялся высказать эту нелицеприятную правду, чтобы вывести соотечественников из спокойно-благодушного состояния. Валентин Распутин был совестью нации. Он считал своим долгом поднимать тревогу, бить в набат... И продолжал делать это до последнего дыхания.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 12 (2206), 25-31 марта 2015 г.
Источник: Газета "Коммуна"