 |
27.02.15
Увидеть перспективы
Экономика | Коллектив разработчиков проекта региональной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области представил свою работу на суд экспертов
Общественные слушания проекта в конференц-зале ВГУ. Фото Михаила Вязового
В Воронеже прошли общественные обсуждения проекта региональной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области. Площадкой для презентации и обмена мнениями стал Воронежский государственный университет, ученые которого в свое время выступили инициаторами разработки значимого для будущего экономики Воронежской области документа.
Наталья Столповская
Шаг навстречу инициативе
Более года над созданием проекта региональной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области трудился коллектив авторов: ученые воронежских вузов и НИИ, предприниматели-практики, ученые Совета по изучению производительных сил (г. Москва), эксперты различных уровней. Их разработки шли параллельными путями, а итогом кропотливого труда стали три тома внушительных размеров, объединившие более 900 страниц глубокого, всестороннего анализа положения дел в современной экономике региона. Цифры, факты, выводы, рекомендации, изложенные доходчиво и беспристрастно, по мнению разработчиков, создают серьезную базу для тех, кто развивает экономику Воронежской области, инвестирует в ее будущее, принимает решения. Познакомиться с проектом схемы, дать ей экспертные оценки и высказать коллективу авторов свои пожелания собрались ученые и бизнесмены, политики и представители общественных организаций. Открыл слушания заместитель губернатора области – первый заместитель председателя Правительства Воронежской области Андрей Ревков, который сказал: - Мы находимся в непростой экономической ситуации. И для того чтобы достойно ответить на вызовы времени, которые стоят перед нами, надо сконцентрироваться, мобилизоваться, найти наиболее эффективные решения, способные стать для нашей экономики прорывными. Перспективы развития и размещения производительных сил Воронежской области - ключевой вопрос стратегического развития региона. Мы знаем, что в области успешно реализуется стратегия социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, существует прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года. В начале 2014 года была определена потребность в документе, комплексно увязывающем все усилия по социально-экономическому развитию региона. Таким документом должна стать обсуждаемая региональная схема развития и размещения производительных сил Воронежской области. Далее Андрей Ревков напомнил, что разработанная схема должна стать подспорьем в решении таких задач, как развитие производительных сил и совершенствование экономических ресурсов региона, повышение его инвестиционной привлекательности, улучшения занятости трудоспособного населения, обеспечение устойчивого развитие процесса экологизации экономической деятельности. К работе над документом были привлечены многие известные ученые. В итоге в схеме развития и размещения производительных сил нашли свое обоснование перспективные направления развития экономического потенциала региона, его рационального размещения и комплексного использования на территории Воронежской области. Подготовленный документ можно рекомендовать как основу прогнозирования развития отраслевого народного хозяйства и отраслевых комплексов. - По большому счету, мы возрождаем Госплан в его позитивном аспекте, - заметил заместитель губернатора и подчеркнул, что региональная схема развития и размещения производительных сил будет внедрена в систему документов стратегического планирования региона в качестве основополагающего документа. На ее основе также будут разработаны документы стратегического планирования в соответствии с новым Федеральным законом N 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Именно в данной схеме должны быть реализованы основные принципы стратегического планирования, указанные в законе. Региональная схема развития и размещения производительных сил станет основой, на которой будет построено дальнейшее социально-экономическое развитие Воронежской области. Со временем документ будет изменяться и актуализироваться. От имени ректора Воронежского государственного университета Дмитрия Ендовицкого собравшихся приветствовал проректор по научной работе и информатизации Василий Попов. Он отметил высокую заинтересованность университета в разработке ключевых стратегических документов для экономики региона. Выразил уверенность в том, что ближайшей задачей для экономического сообщества региона является создание своеобразной дорожной карты, которая будет способствовать созданию новых производств, охвату новых рынков. Далее слово взял руководитель Департамента экономического развития правительства Воронежской области Анатолий Букреев. - Два года назад у ученых Воронежского государственного университета - профессора Владимира Эйтингона и профессора Юрия Поросенкова - родилась идея разработки данной схемы, - рассказал Анатолий Митрофанович. - Губернатор Алексей Гордеев эту идею поддержал. Ее материализация началась с приходом в областное правительство Андрея Ревкова и была ускорена в связи с подготовкой Государственной Думой Федерального закона "О стратегическом планировании в РФ". Важность планирования никто не отрицал. Однако возникло понимание: чтобы реализовать замыслы, которые заложены в законе, необходимо качественно подготовить все вспомогательные документы как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов. Стало очевидно, что без данной схемы документы могут превратиться в имитацию решения вопросов. Поэтому по инициативе Владимира Эйтингона мы подключили к работе над схемой Совет по изучению производительных сил ("СОПС"), аналитический центр при управлении РФ и большую группу ученых Воронежского государственного университета. Сегодня можно с полным правом заявить: создан очень качественный объемный документ. По словам Анатолия Букреева, его дальнейшая реализация будет проходить в несколько этапов. 2015 год - разработка пилотных проектов схемы развития производительных сил территорий в разрезе управленческих округов, муниципальных образований, включая сельские. Здесь потребуется привести в соответствие нормативно-правовую базу, внести изменения как минимум в три закона Воронежской области: "О стратегическом планировании", "О стратегии социально-экономического развития" и "О регулировании градостроительной деятельности". Далее предстоит внести изменения в государственные программы (всего на территории Воронежской области работают 22 государственные программы). Данная схема предполагает корректировку 15 из них. Следующий шаг - корректировка 25 постановлений правительства Воронежской области, которые регламентируют деятельность его департаментов и структурных подразделений. Второе направление - конкретная разработка нормативного и методического обеспечения. Здесь предстоит определить пилотные территории, на которых начнется апробация представленных механизмов и инструментов. Второй этап - 2016 год - мультиплицирование результатов, полученных на первом этапе, на всю территорию Воронежской области. Работа будет идти в двух направлениях: реализация схемы в территориальном аспекте и реализация схемы в отраслевом аспекте. - В результате мы полагаем, что эти два направления должны быть соединены, - подчеркнул Анатолий Букреев.- Кроме этого, в ходе апробации мы увидим возможные недоработки и сможем внести в схему соответствующие изменения. Третий этап - 2017 год - будет посвящен дальнейшей корректировке схемы. На четвертом этапе - после 2017 года - начнется ее масштабная реализация.
За цифрами и фактами - будущее
Ответственный исполнитель по теме "Разработка региональной схемы развития и размещения производительных сил в Воронежской области", заведующий кафедрой экономики и управления организациями ФГБОУ ВПО ВГУ Юрий Трещевский рассказал, как в целом строилась работа над проектом: - Создавая схему, мы учитывали опыт других регионов, где уже делались попытки сформировать похожий документ. Общий принцип - зонирование Воронежской области с выделением от пяти до семи зон с примерно одинаковым набором муниципальных районов. Отдельными блоками выделили традиционные отрасли региональной экономики, межотраслевые комплексы. В отличие от наших коллег большое внимание уделили размещению научно-образовательного сектора. Кроме этого, сделали анализ того, как будут развиваться туристско-рекреационная сфера и сектор культуры. Безусловно, в схему вошли промышленный, сельскохозяйственный, инженерно-инфраструктурный и строительный блоки. Отдельным блоком идет ресурсно-управленческий, куда мы включили трудовые, природные, инвестиционные ресурсы, инновационную деятельность. Как отметил Юрий Трещевский, главная цель схемы - обоснование перспективных направлений развития экономического потенциала, его размещения и комплексного использования на территории Воронежской области. Подцели - развитие производительных сил, совершенствование пространственного распределения экономических ресурсов, что присутствует в стратегических документах нечасто. Среди важных задач - повышение инвестиционной привлекательности региона, улучшение занятости трудоспособного населения, устойчивое развитие процессов экологизации. - Несколько десятков лет в воздухе носится идея о том, что наш регион неоднороден, и в нем целесообразно выделить пространственные подсистемы, - подчеркнул руководитель авторского коллектива. - Это уже нашло отражение в ряде документов Воронежской области. В нашем случае мы попытались это не только воспроизвести, но и определить некоторую специализацию этих региональных подсистем, которые в схеме названы управленческими округами. Производительные силы в каждом из них имеют свои индивидуальные характеристики. Учитывая особенности развития каждого управленческого округа, их предстоит объединить в единую социально-экономическую систему. Для этого в ходе исследования в муниципальных районах были выделены точки роста (всего 285 населенных пунктов). Важное уточнение - точки роста с еще нереализованным потенциалом. В качестве связующего звена выделены кластеры. Очевидно, для того, чтобы увязать в единую промышленную систему всю область, необходимо создание кластеров, организационных схем и нормативно-правовой базы под них. Как выяснилось, формирование кластеров перспективно не только для промышленности и научно-производственной сферы, но и, например, для такой отрасли, как туризм. Кроме кластеров объединяющие функции смогут выполнять ресурсные сети. Успешнее всего эту модель можно реализовать в образовательной и научно-инновационной сферах.
 Проректор по научной работе АОНО ВПО "Институт менеджмента, маркетинга и финансов" Лидия Лисовцева в докладе "Пространственное развитие промышленности в Воронежской области" познакомила участников обсуждения с алгоритмом разработки региональной схемы. Отметив, что Воронежская область является старопромышленным регионом с такими вытекающими последствиями, как утрата конкурентоспособных промышленных позиций, устаревание технологического потенциала, вымывание человеческого капитала, Лидия Лисовцева обозначила положительные моменты. Например, стабильные темпы роста промышленного производства, которые превышают средние показатели по России. В промышленности области сохранились конкурентоспособные производства. Особенно высок их удельный вес в химической промышленности, а также среди предприятий по выпуску продуктов питания. Вместе с тем наблюдается асимметрия пространственного развития промышленного производства региона, где Воронеж, Нововоронеж и Россошанский район занимают 70 процентов от общего промышленного производства. Чтобы детально исследовать потенциал территории области, Лидия Лисовцева использовала принцип макрозонирования. В результате были выделены четыре типа макрозон: с интенсивным типом промышленного производства, с потенциалом, с проблемным развитием промышленного производства (традиционные производства на старой технологической платформе), зоны непромышленного производства. Пакет мер применительно к каждой зоне предназначен для реанимации производства. При этом акцент делается на опорные территории развития, которые призваны синтезировать инновационные, технологические, кадровые и прочие нововведения, и тем самым вовлечь в промышленный оборот самые различные производственные площадки. Далее разговор пошел о рисках, главный из которых - вымывание трудоспособного населения за пределы области. Второй по значимости риск - отсутствие системности и преемственности в управлении промышленностью в ряде муниципальных образований. В качестве плюсов - выгодное географическое положение, сохранение городских агломераций, создание на территории региона институтов по поддержанию предпринимательского климата, что, безусловно, будет привлекать на территорию Воронежской области инвесторов. Доклад на тему "Аграрный комплекс - размещение и развитие производства на период 2012-2030 гг." подготовил заместитель директора ГНУ НИИ экономики и организации АПК ЦЧР РФ, член-корреспондент РАН Василий Закшевский, обративший внимание на рациональное размещение аграрного производства по почвенно-климатическим зонам. - Мы обосновали сценарные условия производства на средне- и долгосрочную перспективу, - поделился Василий Георгиевич, - выявили факторы, оказывающие как негативные, так и позитивные влияния на процессы разделения труда в сельском хозяйстве региона, провели анализ и дали оценку структурных сдвигов аграрного производства. На первом этапе сделан прогноз размещения посевных площадей основных сельскохозяйственных культур по микрозонам. На втором этапе также по микрозонам сделаны прогнозы по растениеводству. На их базе предстоит освоение интенсивных ресурсосберегающих технологий, основанных на рациональном использовании парка тракторов, сельхозмашин, увеличении внесения минеральных удобрений. В соответствии с данными сценариями сделаны прогнозы по структуре посевных площадей сельскохозяйственных культур, по развитию животноводства. Доклад профессора Воронежского государственного архитектурно-строительного университета Виктории Кругляковой, посвященный строительно-инфраструктурному комплексу, обозначил прогнозируемые объемы строительства жилья, промышленных объектов, автомобильных дорог, а также - производства строительных материалов. В докладе профессора Воронежского государственного университета Тамары Дьяковой, касающемся развития культуры региона, отмечалась необходимость создания социально-оправданных учреждений культуры, сохранения культурно-исторического наследия, а также культурно-художественного наследия региона. Обстоятельный анализ и прогноз изменения природно-климатических условий Воронежской области во взаимосвязи с перспективами развития сельского хозяйства, промышленности, туристско-рекреационного сектора представил декан факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ, профессор Владимир Федотов. Анализ проблем и перспектив инновационного развития региона, его административно-территориальных образований и отраслей представил профессор Воронежского государственного технического университета Юрий Анисимов. Дорожная карта научно-образовательной сферы, предложенная профессором Воронежского государственного университета Натальей Сироткиной, призвана выровнять ситуацию с доступностью образовательных услуг за счет дистанционного образования и формирования нескольких центров среднего профессионального образования. Среди наметившихся новых тенденций - предоставление организациями дополнительных образовательных услуг своим работникам, вовлечение наиболее конкурентоспособных образовательных учреждений в научно-производственные кластеры.
Чтобы документ наполнился жизнью
Самые разные аспекты развития и размещения производительных сил охватили доклады, посвященные научно-инновационному потенциалу Воронежской области, прогнозам состояния агроклиматических ресурсов и водообеспеченности Воронежской области, прогнозу развития в регионе экологического туризма. Доцент кафедры экономики труда и основ управления ФГБОУ ВПО ВГУ Лидия Арзамасцева заострила внимание на демографической ситуации, инвестиционной привлекательности региона, а также уровне жизни его населения. Здесь сегодня много проблем, и для их решения предложены такие меры, как создание условий для целевой миграции (переселение в область граждан из других регионов, в том числе проживающих за рубежом), улучшение среды проживания в населенных пунктах области и т.д. Кроме этого, предлагается проведение мониторинга рынка труда на основе возникающих новых тенденций, а также выработка упреждающих мер для устранения возможных проблем. Доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента Воронежского филиала РАНХиГС Ольга Фокина рассказала об особенностях инвестиционных процессов. Выяснилось, что темпы роста инвестиций в регион опережают среднероссийские. Медленнее всего при этом инвесторы вкладываются в техническое перевооружение уже действующих предприятий. Безусловно, отрицательной тенденцией сегодня является снижение доли банковских кредитов. Вместе с тем есть иностранные инвестиции, и уровень их растет на душу населения достаточно быстро. Самая большая доля инвестиций вкладывается в агропромышленные проекты. На втором месте - проекты, связанные с обрабатывающей промышленностью. На третьем - проекты, связанные с производством пищевых продуктов. При этом в регионе осуществляются проекты государственно-частного партнерства, а также проекты, которые реализуются одновременно сразу в нескольких муниципальных образованиях. Эти проекты являются тягловой силой для выравнивания общей ситуации в регионе. В чем видит выход эксперт? Прежде всего, в поиске и генерировании инвестиционных проектов, ориентированных на высокотехнологичные, наукоемкие производства, обладающие системообразующим эффектом. Наконец, в определение новых приоритетов для предоставления поддержки проектам. Так, проекты, направленные на импортозамещение, можно с полным правом относить к приоритетным. Заведующий кафедрой социально-экономической географии и регионоведения ФГБОУ ВПО ВГУ Юрий Поросенков обратил внимание на такой аспект, как актуальность размещения производительных сил. По мнению ученого, достоверный долгосрочный прогноз развития даже самых крупных предприятий вряд ли возможен по причине быстро меняющейся конъюнктуры рынка. Уровни развития отдельных сельских и городских поселений существенно различаются. В ходе исследования на территории выявлено около 300 сельских муниципальных образований, перспективных с точки зрения развития производительных сил. - Стоит исходить из анализа аспектов социально-экономического развития, которые привязаны к территориям, а следовательно, отличаются большой территориальной консервативностью, - подчеркнул Юрий Васильевич. - К их числу относятся природно-рекреационные потенциалы, транспортно-географическое и логистическое положение, сложившаяся территориальная система расселения населения, демографическая ситуация, исторически сложившийся хозяйственный потенциал, система социальной инфраструктуры. Наконец, участники общественного обсуждения подошли к анализу полученных результатов. Модератором дискуссии выступил Юрий Трещевский. В обсуждении приняли участие председатель Комитета по бюджету, налогам, финансам и банковской деятельности Воронежской областной Думы Александр Вериковский, заведующий кафедрой экономики, финансов и менеджмента Воронежского филиала ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" Борис Преображенский, заместитель руководителя департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области Марина Ракова, директор филиала ОАО "МРСК Центра" -"Воронежэнерго" Иван Клейменов и другие. Обсуждая проект схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области, участники дискуссии пришли к общему мнению: документ отражает реальное положение дел в социально-экономической жизни региона, может стать основой для долгосрочного прогнозирования, дать ответы на множество вопросов, связанных с потенциалом Воронежской области. - В дальнейшем, чтобы документ не лег мертвым грузом на полку, он должен быть грамотно позиционирован, - предостерегла руководитель отделения стратегического планирования регионального развития ФГБНИУ "СОПС" Ирина Гришина. - Это задача не только для разработчиков, но и для органов власти. Федеральный закон N172 "О стратегическом планировании в РФ" - большой шаг вперед. Представленная региональная схема - работа высокого уровня, и чтобы она стала реальным документов, ей предстоит найти свое место и четко его занять, не вступая в противоречие ни с ФЗ N172, ни с другими законами, которые уже есть в Воронежской области. По мнению разработчиков из "СОПСа", целесообразно было бы позиционировать схему как прогнозно-аналитический документ, который является частью стратегии социально-экономического развития Воронежской области. Председатель совета директоров ООО "Воронежская инвестиционная палата", депутат Воронежской областной Думы Анатолий Шмыгалев отметил: - При анализе любого успешного региона мы можем сделать вывод, что этот успех в первую очередь достигается эффективным взаимодействием власти, бизнеса, научного сообщества и гражданского общества. Инициатива правительства Воронежской области по созданию региональной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области до 2030 года очень полезна и наглядно демонстрирует активизацию государственных органов в том, чтобы влиять на перспективы региона. Сама схема позволяет нам увидеть ресурсное обеспечение. В каждом разделе обозначены не только сильные стороны, но и проблемные места. Однако даже с учетом этого дальнейшие пути развития производительных сил Воронежской области выглядят достаточно оптимистично. Хорошо, чтобы мы приблизились к тому, что видится в этой схеме. Подведя итоги слушаний, Андрей Ревков пожелал, чтобы новые стратегические документы стали практическим источником для планов предпринимателей по созданию и модернизации их бизнесов, а также для государственных фондов и банков, которые в дальнейшем эти идеи будут финансировать. Анатолий Букреев подчеркнул уникальность момента: впервые за многие годы в экспертном сообществе происходит комплексное обсуждение экономических проблем региона. - За год такой труд не создать! - заметил Анатолий Букреев. - Это свидетельствует о том, что у ученых, принимавших участие в работе над проектом, были свои заделы. Они нашли свое воплощение в проекте схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области. Принятие документа позволит увязать усилия органов государственной власти, местного самоуправления, а также заинтересованность инвесторов и предпринимательского сообщества в деле экономического развития Воронежской области, всего нашего региона.
Источник: газета "Коммуна", NN21-22 (26410-26411) | Пятница, 27 февраля 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|