 |
03.02.15
Что позволяло сдвигать горы...
Январский выпуск журнала «Подъем» приурочен к началу Года литературы в России. Кроме того, Воронеж объявлен, наряду с таджикским городом Куляб, культурной столицей СНГ. Эти две приметы 2015 года, словно в зеркале, отражены в содержании журнала. Номер открывает статья главного редактора Ивана Щелокова, в которой точно и живо обозначены главные черты современной литературной жизни России: культура все более уступает торговле, делец теснит художника, а профессия клерка в общественном сознании предпочтительней, нежели призвание деятеля искусств. И все же литература, несмотря ни на что, продолжает существовать внутри Традиции, ведь именно в ней таится смысл России – изложенный ясными словами, которые близки сердцу всякого искреннего человека. Большой блок произведений писателей Республики Беларусь - гостей журнала "Подъем" - включает в себя стихи таких известных мастеров, как Анатолий Аврутин и Михась Поздняков, Елена Крикливец и Михась Башлаков, Елена Агина и Юрий Фатнев, Валентина Поликанина и Светлана Кряжева. Рассказы о современности соседствуют с исторической повестью Александра Соколова "Из глубины", события которой происходят накануне Первой мировой войны. Главы из романа-биографии Сергея Михеенкова (Таруса) "Полководец", посвященного маршалу Г.К. Жукову, повествуют о детстве, юности и становлении таланта великого военачальника. Автор привлекает богатый документальный материал и рассматривает поступки и взаимоотношения своего героя с психологической точки зрения, пытается воссоздать целостность его натуры и правду характера. Контрастным сюжетом выглядит в этой связи фантастическая история Ирины Турбиной "Беги! - Ударь! - Беги!", в котором придуманная реальность соотносится с нашим временем едва ли не в большей степени, чем безжалостные коллизии советской эпохи. Поэтические страницы номера отданы стихотворениям Риты Одиноковой (Россошь) и Олега Алешина (Тамбов). 90-летию со дня рождения замечательного писателя Евгения Носова посвящена подборка материалов, среди которых выдержки из писем курских писателей, а также письма Евгения Ивановича 1970-х годов тогда еще молодому прозаику Вячеславу Кузнецову. Острый глаз профессионала, аналитическое чутье филолога и сердечность по отношению к младшему собрату по перу - все это было свойственно Носову наряду с удивительным художественным талантом. Его рассказ "Холмы, холмы…" - лучшее тому подтверждение. Цикл миниатюр Геннадия Литвинцева "Горчичное зерно" отличается мягким юмором, неожиданными житейскими ситуациями и авторской приверженностью нравственным основам бытия. Здесь нет никакой дидактики, но сочувствие, совесть, доброта предстают перед читателем как что-то очень естественное, изначально присущее человеку. Большой очерк Людмилы Романовой посвящен фестивалю "Театральные встречи в Никольском". Уже более двадцати лет в конце августа или начале сентября каждые два года в селе Никольском Воронежской области проходит творческий слет народных театров. Традицию исполнения непрофессиональными актерами серьезных пьес заложила в этих местах Зинаида Соколова, сестра К.С. Станиславского в середине 1890-х годов. Спустя век ведущий методист Воронежского областного центра народного творчества Светлана Сукачева организовала живой, самобытный фестиваль, и давний сценический опыт был перенесен на подмостки нового времени. Об истории фестивального движения, спектаклях и режиссерах, актерах и зрителях рассказывает материал. Литературная критика представлена статьей Виктора Акаткина о книге прозы известного филолога, профессора ВГУ А.М. Ломова "Такая печальная долгая жизнь". В центре стиховедческих изысканий Виталия Жихарева - неизвестное посвящение поэтессы Евдокии Ростопчиной. В очерке "Пионер исторического романа" Анатолий Манушин вглядывается в творческую судьбу беллетриста Михаила Загоскина. На журнальной вклейке читатель найдет пейзажную живопись Николая Третьякова. Бережное отношение к натуре, цветовые полутона придают его картинам мягкость и теплоту. К сожалению, "современное искусство" забыло об этом, сосредоточившись на аллюзии и сухом, рациональном образе. В статье "Заглянуть за плоскость" Анна Жидких пытается разгадать секрет притягательности живописных работ художника. Цикл фоторабот Игоря и Елены Ткачевых "Дорога к Костомаровскому храму" размещен на второй журнальной вклейке в рубрике "Истоки". Действительно, многое в сегодняшнем мире кажется нелепым и злым в сравнении с духовным подвигом наших предков, которым подвижнический труд и христианское терпение позволяли сдвигать горы.

Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|