 |
21.01.15
"Живой труп" и "Царь Эдип" в городе без мостовых
Страницы истории
Культурная жизнь русской провинции начала XX века... Эта тема для живущих ныне, увы, – «земля неизведанная». Лет десять назад я раздобыл где-то книжку советских времен об истории Борисоглебска. Там сообщалось, например, что входивший в состав Тамбовской губернии город до 1911 года "освещался керосиновыми фонарями. Мостовых не было, весной и осенью улицы утопали в грязи. По базарной площади можно было пробираться только в высоких сапогах или в извозчичьей пролетке". Верилось в это не очень. Дочитав эту статью до конца, вы обнаружите, что описание не так уж и тенденциозно.
Виталий Черников
Каковы бы ни были тогда улицы, Марина Долженкова и Юрий Толмачев в своем учебном пособии "Тамбовская художественная культура", выпущенном в 2006 году издательством местного государственного технического университета и выложенном в Интернете, характеризуют Борисоглебск как один из центров театральной культуры в Тамбовской губернии начала XX века. Констатацией наши соседи, к счастью, не ограничились и привели ряд фактов со ссылкой на тамбовские архивы: "Уездный исправник лично координировал работу увеселительных учреждений. Он не допускал одновременных гастролей двух театральных трупп, поскольку это приводило, по его мнению, к нищете актеров и их обращению за помощью к уездным властям. Поэтому он удовлетворял запросы предпринимателей от искусства по очереди, по мере поступления заявок".
Здание, в котором располагался музыкально-драматический кружок. Фото Михаила Вязового
В 1902 году на сцене Общественного собрания были показаны семь любительских спектаклей. В Зимнем театре купца Аверьянова показывала свои спектакли с декабря 1901 года по февраль 1902-го труппа Онегина-Голицина (11 мужчин и 8 женщин). После приезжали - и вправду "по очереди" - антрепризы Харьковского (оперетта, 6 мужчин и 5 женщин), Платенова (7 мужчин, 6 женщин), Спарского, Арсеньева (9 мужчин, 8 женщин), а в летнем театре Журавлевой часть мая и все лето давала представления антреприза Стрельникова (7 мужчин, 5 женщин), сообщает "Сборник-календарь Тамбовской области на 1903 год". В декабре 1908 года возник музыкально-драматический кружок любителей. Учрежден он был местными представителями дворянства, чиновничества и купечества. Одним из основателей выступил предводитель уездного дворянства Н.И.Охлябинин. "Человек светских, приятных форм, сумевший пройти двадцатилетие уездного предводительствования в трудные, сложные времена, никого не задев и сам не задетый", - таким запомнился Николай Иванович князю Сергею Волконскому. В "Тамбовской художественной культуре" приводятся имена входивших в кружок борисоглебцев: директор гимназии Ф.И.Закревский (точнее - Заркевич), финансист Ю.Э.Гарут, помещик С.В.Емельянов, командир кавалерийского полка И.М.Глембовицкий (скорее, все-таки Глембоцкий). Помимо предоставления любителям сцены возможности устраивать публичные спектакли и самим принимать в них участие, планировалось проведение лекций и чтений по проблемам драматического и музыкального искусств, а заодно танцевальных вечеров и маскарадов. "Кружок явно претендовал на то, чтобы быть обществом клубного типа, - сообщают Марина Долженкова и Юрий Толмачев. - С приглашенных и гостей здесь взималась плата, разрешалась игра в карты, шахматы и другие настольные игры. Состав кружка имел довольно сложную структуру. Тут были действительные члены, члены-исполнители, пожизненные и почетные члены. В члены-исполнители набирались наиболее способные любители музыкального или драматического искусств по рекомендации заведующих музыкальной или драматической частями кружка. Эти члены кружка освобождались от уплаты членских взносов, но не пользовались правом голоса на общих собраниях. Действительные же члены платили членский взнос в размере, ежегодно устанавливаемом правлением, или единовременный в размере 100 рублей. Последний вид взноса давал право на звание пожизненного члена. Члены кружка могли бесплатно проходить на все устраиваемые кружком представления, за исключением экстренных платных". Те, кто оказал ему крупную услугу, объявлялись почетными членами. Равно как и те, кто пожертвовал на общее дело не менее 500 рублей. Также статьями дохода была игра в лото и карты, продажа шампанского. Ныне все ли жители Борисоглебска оценят энтузиазм основателей кружка? "Зачем им еще и спектакли надо было ставить?" - удивится кто-то. У кружка имелся свой высший орган управления. Входившие в него семь человек занимались общим руководством делами, следили за тем, чтобы выполнялся устав, заведовали финансами и хозяйством, организовывали спектакли и концерты, определяли репертуар, даже распределяли роли - впрочем, советуясь с заведующими драматической и музыкальной частями общества. Заявить о своей мечте сыграть ту или иную роль мог любой член кружка, и его пожелание заносилось в специальную книгу. Затем правление обсуждало, возможна ли постановка этого произведения. К 1909 году кружок (руководителем которого был избран статский советник Н.Н.Успенский) обеспечил себя инвентарем, мебелью, осветительной аппаратурой - да и в дальнейшем правление делало немало для технического совершенствования сцены. При обществе была сформирована нотная библиотека. Как итог - в 1911 году доходы (не только от спектаклей, елок, маскарадов, но и от упомянутых выше карточных игр и бильярда) превысили 5,5 тысячи рублей. Это позволяло реализовать более амбициозные идеи. Например, приглашать для музыкального сопровождения спектаклей инструментальный ансамбль, а на большие праздники - оркестр. Общество сняло себе помещение у Русско-Азиатской компании. Кружок располагался в доме Общества взаимного кредита (в 1918-м, когда власть захватят большевики, здесь будет открыт коммунистический клуб и разместится редакция "Известий Борисоглебского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов"). Драматической частью заведовал Н.В.Никольский. В 1912 году обществу удалось взять в аренду часть городского сада, чтобы возвести летнюю эстраду и устраивать концерты и спектакли в теплое время. Видимо, к этому периоду относится эпизод, описанный в мемуарах художником Петром Шолоховым. Поучаствовав в небольшой детской шалости, гимназист Шолохов вместе с приятелем оказался вынужден убегать от полиции. "Мы с Леонтием, в страхе перемахнув через высокий забор, очутились в городском саду, где как раз шло представление чеховского "Юбилея", играли любители. А театром мы увлекались, особенно драмой". К сведениям, приводимым Долженковой и Толмачевым, добавлю, что в "Адрес-календаре и справочной книжке Тамбовской губернии" за 1911 год в качестве председателя музыкально-драматического кружка указан командир 6-го запасного кавалерийского полка Иван Михайлович Глембоцкий, за 1913-й и 1914-й - Семен Васильевич Емельянов: купец, гласный городской думы. За театральным репертуаром городские власти следили в соответствии с российским заветом "как бы чего не вышло". Так, осенью 1913 года уездный исправник дважды испрашивал разрешение на постановку "Живого трупа" Льва Толстого и "Анфисы" Леонида Андреева у губернатора. Летом 1912-го сюда приехали из Санкт-Петербурга выпускники театральной школы Суворина. Руководил молодыми гастролерами один из преподавателей - режиссер К.В.Киевский. Оказался среди них и Григорий Ярон - будущая звезда советской оперетты. "Наша юная группа, дышавшая свежестью, непохожая на захолустную маленькую труппу, имела огромный успех. Это, с одной стороны, было очень хорошо, а с другой, имело и отрицательную сторону: привыкнув за этот сезон к главным ролям, к большому успеху, к аплодисментам, некоторые из нас, очутившись в Суворинском театре в Петербурге или в крупных драматических театрах других городов, вынуждены были сплошь и рядом играть роли небольшие и невыгодные, что вызывало ужасные страдания", признавался он на склоне лет. Весной 1913 года, отыграв почти сезон в Суворинском театре, Ярон получил приглашение от антрепренера А.Л.Миролюбова поработать летом в Борисоглебске, где актера запомнили. На сей раз предстояло влиться в обычную провинциальную труппу - в ней, однако, "были очень хорошие актеры: О.Ольгина ("героиня" и "кокет"), В.Петипа (сын знаменитого балетмейстера. - В.Ч.), К.Морев (он же режиссер) и сам Миролюбов. Он был удивительно невезучим антрепренером, всегда прогорал и из-за этого не мог выбраться в крупные города, хотя один сезон "держал" в Самаре труппу. (…) Зачем Миролюбову нужно было заниматься антрепризой - понять невозможно. Хороший актер, он особенно удачно играл в легких комедиях и водевилях и, кроме того, вполне прилично Миллера в "Коварстве и любви" и даже Нерона в "Камо грядеши?". Притом это был еще и опытный режиссер, во всяком случае, способный "сколотить" спектакль. Работал он как вол, с утра до ночи. Небольшого роста, толстенький, с лоснящейся лысиной, деятельный, веселый человек, он целый день режиссировал и репетировал свою очередную, всегда очень большую роль, ежевечерне играл, до четырех часов ночи учил следующую роль, а с утра все это начиналось сызнова. И так годами...". Среди множества сыгранных за лето ролей Ярон особо выделял (не без улыбки) слепого прорицателя в "Царе Эдипе": "Мальчик вел слепого Терезия по среднему проходу зрительного зала. Из центра зала, стоя среди публики, я должен был "прорицать" два огромнейших монолога в стихах. Эта миссия была возложена на меня, потому что никто из актеров не брался выучить эти монологи наизусть и произносить без суфлера, которого, естественно, нельзя было посадить среди публики. Я выучил эти монологи за две ночи и все сказал". На сайте села Шапкино Тамбовской области выложено немало материалов, ценных и для борисоглебцев. В частности, отдельные номера выходивших в городе до событий 1917 года газет. 11 июня 1914-го "Борисоглебский листок" поместил объявление о гастролях труппы М.Д.Данина. В четверг, 12 июня, в театре "Аркадия" должен был состояться бенефис Евгении Николаевны Строгановой. Газета сообщила, что актриса предстанет в роли Вари в комедии "Дикарка". В том же номере помещена заметка "Накануне городских выборов", из которой приведу небольшую выдержку: как иллюстрацию к невеселому тезису "В России ничего не меняется". Но для пишущего эти строки ценнее здесь одно из ранних упоминаний в прессе места, которое впоследствии обретет статус театра: "Черносотенцы отсталый народ. Так принято об них думать, так принято оценивать их общественную деятельность. Но когда дело коснется общественного "пирога", то - представьте себе! - наши борисоглебские черносотенцы оказываются проворнее самых передовых прогрессистов и демократов. На извозчиках поедут они друг к дружке и столкуются, о чем следовало. Так обстояло дело раньше, так обстоит оно и с выборами новых гласных городской думы. Мечтали - мечтали наши прогрессисты об обновлении состава городского самоуправления и об упорядочении городского хозяйства, а когда пришло время действовать - на них точно паралич напал. Поговорили о необходимости устройства предвыборного собрания, для объединения прогрессивных элементов, но будет ли устроено это собрание и когда - этого и самому Аллаху не известно. А время все идет, и тает, как воск, число золотых предвыборных дней. Тает, как воск, надежда на оздоровление нашего городского хозяйства. Все так же борисоглебцы будут сидеть без водопровода, без порядочного пожарного обоза, с недостроенным Народным домом, без мостовых и без поливки улиц, летом засыпаемые песком, а весной и осенью по колено, утопая в грязи даже на главных улицах". Подборка старых газет, сохраненных шапкинскими краеведами, скорее всего, бессистемна (хотя интересующихся историей Центрального Черноземья посетителей сайта еще ждут приятные сюрпризы). И тем приятнее найти в том же случайно уцелевшем номере, среди провинциальных сенсаций ("На улицах Борисоглебска появилась новинка, с которой наши обыватели пока еще не освоились - это так называемые чистильщики сапог, расположившиеся со своими "магазинами" на бойких, людных местах города"; "Вчера в нашу редакцию явился один из базарных торговцев и принес с собой, как вещественное доказательство, кусок колбасы - обрезков, купленной им в магазине Булгакова и Скляднева на Охлябининской ул. в колбасе копошился большой белый червяк"), и такое сообщение: "В городском саду. Ввиду плохих дел "антрепренер" Иванов Рязанский отказал в службе своим артистам, и последние, образовав товарищество под управлением артиста Бронского, продолжают ставить спектакли в городском саду. По праздникам широкая публика еще не отказывает во внимании брошенным на произвол судьбы артистам и собирается в сад в порядочном количестве, а в будничные дни сборы выражаются совсем в ничтожной сумме, так что на долю товарищества перепадают гроши. Поставленная в воскресенье, 8-го июня, комедия "Кто в лес, кто по дрова" разыграна бойко и весело. Публика много смеялась". И месяца не пройдет, когда мир окажется вовлечен в совсем иной, кровавый спектакль. Народный дом будет открыт в октябре 1915-го.
Источник: газета "Воронежская неделя", N 3 (2197), 21-27 января 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|