 |
16.01.15
Увидеть каждого ребенка
Земляки | Это качество помогло математику Воронежской гимназии имени академика Н.Г.Басова Ирине Каминской войти в число лучших пятнадцати педагогов страны
- Она очень добрая, заботливая, честная, а главное — хорошо относится ко всем своим ученикам. У нее нет любимчиков, все равны. Она так объясняет любую, даже очень сложную тему, что не понять просто невозможно. Она не подсказывает, а подводит к правильному решению, вспоминая вместе с нами пройденный материал. Она – самый лучший математик в Воронеже!
Тамара Гашимова
Так отзываются ученики восьмого «В» класса Воронежской гимназии имени академика Н.Г.Басова о своей учительнице Ирине Анатольевне Каминской. Победителе конкурса "Учитель 2014 года" Воронежской области, вышедшей в финал всероссийского конкурса в числе пятнадцати лучших педагогов страны. …Сижу на последней парте. За окнами - темно и сыро. В кабинете ≈ по-домашнему уютно. Идет последний урок второй смены. В физико-математическом восьмом "В", где 18 мальчишек и всего пять девчонок, - это пятый по счету. Работают все: одни - в тетрадках, другие ≈ у доски. Кто-то быстрей, кто-то чуть опаздывает. Ирина Анатольевна видит всех. Маше дает дополнительное задание, Валеру тихонечко, чтобы не мешать классу, вызывает к доске - помочь ему до конца осмыслить новую тему. Увидев его просветлевшие глаза, отпускает за парту. За 45 минут урока она так и не присела, двигаясь по кабинету практически бесшумно. Ничто не должно отвлекать ребят от учебы, ведь они поступили сюда в результате огромного конкурса, выдержав вступительные испытания. Да и ей самой нравится работать в таких, настроенных на результат классах. Математику в семье Каминских знают и любят все. Муж Ирины - математик, трудится программистом в крупной фирме, его мама - Зоя Петровна - учитель математики с 40-летним педагогическим стажем. Старшая дочь закончила Высшую школу экономики и сейчас работает в Москве. Младшая учится в восьмом классе лицея N7. На этом настояла ее мама: - Я против того, чтобы мои дети учились в той школе, где я работаю. Иначе они все время будут находиться под надзором. К тому же и мне это не совсем комфортно, потому что не все коллеги воспринимают такую ситуацию одинаково. Помогаю ли я вечером младшей дочери делать уроки? Практически нет, она сама хорошо справляются, да и я слишком занята. Стать учителем математики Ирину Анатольевну подтолкнули не бабушка и дедушка, которые также были педагогами. С ними она виделась не так часто, чтобы они могли повлиять на выбор профессии своей внучки. Образцом для подражания стала Ирина Васильевна Паничкина, учившая Ирину Каминскую в школе города Душанбе. Паничкина, математик по специальности, сначала была учителем начальной школы в классе Ирины, а потом преподавала своим ребятам математику вплоть до выпускного. - Именно Ирина Васильевна повлияла на мой выбор: своим обаянием, своей любовью к предмету, - говорит Ирина Каминская. - Конечно, уехав после шестого класса из Душанбе в Подмосковье, я и не думала о школе. Но мое увлечение математикой началось благодаря первой учительнице. К слову, сейчас Ирина Васильевна тоже живет в Воронеже. Окончив школу, Ирина по совету мамы и своего двоюродного деда-академика поступила в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики. Сама она хотела идти на мехмат, но сопротивляться не стала: и там, и там математика, какая разница. Во время учебы познакомилась со своим будущим мужем. Поженились, родили первую дочку, и потом все вместе, получив дипломы, приехали в Воронеж. Здесь молодая учительница устроилась работать по специальности в технико-экономический колледж. Но вскоре поняла, что работать со студентами ей неинтересно и через некоторое время решила уйти в школу. В учебно-воспитательный комплекс имени Киселева, где сильны математические традиции. Работая в УВК, она в 2004 году впервые приняла участие в конкурсе "Учитель года", став лауреатом областного этапа. Восемь лет назад, когда семья переехала в центр города, Ирина Каминская перевелась в гимназию имени Басова. - Признаюсь честно, второй раз участвовать в конкурсе не хотела, считала, что мне это ни к чему: слишком много времени и сил это занимает, - говорит Ирина Анатольевна. - Но администрация гимназии убедила, что именно я должна отстоять честь учебного заведения. Была ли уверенность в победе? Да, я понимала, что мне по силам победить на городском этапе и даже в областном. Это не переоценка сил и знаний. После первого конкурса меня стали приглашать в жюри и я, конечно же, знала, каким требованиям должен соответствовать потенциальный победитель. К тому же постоянно общалась с участниками конкурса, выпускала газету вместе с главным методистом организационно-методического отдела ВОИПКРО Натальей Сергеевной Тихоновой, являющейся, без преувеличения, душой и вдохновителем "Учителя года". Втягиваясь в новое испытание, сразу предупредила мужа, что оно растянется надолго. Скорей всего, до Москвы. Так и вышло. В день отъезда в Москву Ирина Анатольевна вела уроки до половины восьмого вечера. До поезда оставалось три часа, а ей надо было и после звонка дать установку своему собственному классу ≈ восьмому "Г", объяснить, подсказать. Детвора вопросами одолевает, а одна девочка молча стоит. Спросила ее: "Галя, ты что-то хочешь?" Та в ответ: "Обнять вас и сказать, что очень вас люблю и желаю вам удачи!" После таких слов слезы брызнули у всех. Другая девочка, Наташа Щербакова, подошла к ней со словами: "Вы же на День учителя будете в Москве, и я не смогу вас поздравить с праздником. Поэтому подарок отдам сейчас". Протягивает сложенную из тетрадного листочка собачку, сделанную, видимо, тут же, на уроке. А на ней, раскрашенной простым карандашом, написано: "С Днем учителя, удачи!" Этот подарок Ирина Каминская все две недели, что была в Москве, возила в своей сумке как талисман. - Все время было расписано буквально по минутам, - вспоминает Ирина Каминская. - Готовились к испытаниям, выступали, наблюдали за другими участниками. Времени на полноценный отдых практически не оставалось. Ездили на экскурсии в Сергиев Посад, в Жестово. Там нас учили делать подносы, замечательный мастер-класс провели, почти как на конкурсе! По всем правилам. А потом их мастера просушили, окончательно отделали и вернули нам уже готовыми. Перед проведением конкурсного урока, несмотря на то, что основательно подготовилась к нему, поспать удалось лишь два часа. Что касается пятерки победителей, то они действительно были самыми сильными. Их заметили еще в июне, когда нас собирали на установочный семинар в Академии повышения квалификации работников образования. Было видно, что люди очень глубоко погружены в педагогику и много знают. За время работы в школе у Каминской сложились свои правила общения с родителями учеников. В любой ситуации оно должно быть доброжелательное и корректное, ведь она представляет не только себя, но и школу. На просьбы повысить оценку, отвечает: давайте предоставим нашим детям возможность самим совершить свои ошибки и самим их исправить. Но не все взрослые к этому готовы. Они хотят дать своим детям то, что недополучили в своем детстве, пришедшееся в основном на 90-е годы. Но чаще всего любовь и забота перерастает в гиперопеку. Легче убедить самого ребенка и попросить донести это до его мамы и папы, что тройка в полугодии ≈ это не трагедия. Что при старании и активной работе оценка станет выше. И такой подход приносит свои плоды. Для нее куда важней наладить контакт и создать ученику комфортную эмоциональную обстановку. Кричать и злиться ≈ не в ее правилах. - Учитель, безусловно, должен быть компетентен в своем предмете, но это не значит, что не могу ошибиться и сказать: "Я этого не знаю". Разберусь во всем дома, а завтра приду и отвечу на вопрос. Дети должны понимать, что мне хватит знаний и опыта учить их хорошо. Современному городскому педагогу не хватает сегодня другого: видеть каждого ребенка. Создавая комфортную обстановку, чтобы они могли с неподдельным интересом поглощать знания, можно кого-то и не заметить. Надо стремиться чувствовать состояние любого из тридцати учеников и вовремя реагировать на него. А для этого, как ни парадоксально, по мнению современных психологов, да и ее самой, необходимо вовремя переключаться с работы на отдых. Читать, гулять, печь пирожки или крестиком вышивать, например. - Люблю книги, детективы постоянно под рукой, а недавно был период, когда читала воспоминания известных людей. Люблю что-то делать из лоскутков, шить пледы, одеяльца. Или крючком эти кусочки соединять во что-то красивое. Сначала собирала обрезки, а теперь специально покупаю для этого ткани и нитки. Вечером усаживаюсь в кресло и что-нибудь мастерю под звуки какого-нибудь сериала, совершенно не откладывающегося в голове. Руки сами этого хотят. Летом стараюсь уехать с детьми и мужем куда-нибудь, например, к маме в Подмосковье. Там лес рядом, речка. Или на выходные выбраться с палатками. Ходить люблю, но без груза, налегке. Я - турист, но не экстремальный.
Урок ведет Ирина Каминская. Фото Тамары Гашимовой
... На всероссийском финале Каминскую назвали одной из самых красивых конкурсанток. И, как мне кажется, не ошиблись. Даже на рядовом уроке, в конце рабочей недели с нагрузкой в 27 часов. Как ей удается сохранять бодрость и красоту? - Никакого секрета тут нет, для меня важны комфорт, спокойствие и искренность, - улыбается Ирина Каминская. - Просто я люблю свое дело, учеников, от которых заряжаюсь хорошим настроением и позитивом, свою семью, мой тыл и опору.
Источник: газета "Коммуна", N4 (26393) | Пятница, 16 января 2015 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2015
|