 |
02.11.16
Наравне со всеми
По прогнозу департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, через два года число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может увеличиться в два раза. Готовы ли школы и детские сады принять их?
Тамара Гашимова
В прошлом учебном году в Воронежской области по особым образовательным программам обучались 1300 детей с ограниченными возможностями здоровья. Нынче, с введением федерального стандарта для обучения детей с ОВЗ в первые классы 107 образовательных учреждений Воронежа и области пришли ещё 198 ребят. Эти данные обнародовал на своей пресс-конференции руководитель Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области Олег Мосолов. Для начала он напомнил, что инклюзия Б─■ это предоставление возможности обучения всем детям вне зависимости от состояния их здоровья и подготовка их к дальнейшей жизни в обществе. Но её нельзя рассматривать как единственную форму обучения детей с ОВЗ. Есть три возможных формы, и они принципиально сохраняются на всей территории Воронежской области.
Учиться могут
- Первый вариант - обучение в специализированных учреждениях, в том числе - интернатного типа. Второй рассчитан на ребят, которые могут учиться в общеобразовательных школах. Заболевания у детей самые разные, большинство - с нарушением интеллекта, в том числе и с расстройством аутистического спектра, - отметил Олег Мосолов. - Есть с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Подготовка к их приёму не ограничивается созданием доступной среды. Прежде всего, это подготовка кадров. Далеко не все педагоги готовы работать с такими детьми. На сегодня более четырёхсот человек прошли курсы повышения квалификации. Хотя этого недостаточно. Для того чтобы принять одного "особого" ребёнка, нужна команда Б─■ учитель, психолог, тьютор, логопед, преподаватели музыки и физкультуры и прочие специалисты. Работа в этом направлении продолжается. Ёще до вступления в силу Стандарта в области 1300 детей обучались в школах и детсадах по особым образовательным программам. В спецшколах и интернатах занимаются 1930 детей. Мы прогнозируем, что в течение двух - трёх лет первых станет больше, чем вторых. И это нормальный процесс. Третий вариант, по словам Олега Мосолова, рассчитан на школьников со спорной нозологией. Для них организовано дистанционное обучение. Сейчас таким образом образование получает 181 ребёнок, в том числе 31 - в формате видеоконференцсвязи. Это уникальный опыт для России. Использование специального оборудования и позволяет ученику и его сверстникам в классе видеть друг друга, общаться на уроках и переменах. Ребёнок, сидя дома, может работать с интерактивной доской. Есть ли те, кто совсем не может учиться? Нет, даже термин такой больше уже не используют. Даже дети с тяжелой умственной отсталостью способны обучиться элементарным навыкам самообслуживания по особым программам.
Взялись за аутистов
Есть еще один уникальный опыт, который отличает нашу область от других регионов. Несколько лет назад по решению губернатора воронежцы взялись за обучение детей с РАС. Таких детей не мало Б─■ один процент от всего детского населения. Раньше им ставили другие диагнозы, и, как правило, они были заперты в четырёх стенах. - Началась большая комплексная работа с привлечением коллег из департаментов здравоохранения и социальной защиты, - продолжает Олег Мосолов. - Главное для родителей - не только лечение их чада, но и его социализация в обществе. Мы открыли семь ресурсных классов, работаем в двух детских садах. Такого, кроме еще двух - трёх регионов, больше нигде нет. Результаты? Один ребёнок уже занимается в обычном классе, правда, с помощником. Не секрет, что мы ещё не в полной мере готовы воспринимать тех, кто чем-то отличается от нас. Конечно, не все родители согласны, что в одной школе с их детьми учатся аутисты. Но все спорные ситуации решались на местах. - Здесь больше проблем со стороны взрослого восприятия, чем детского, - убеждён Олег Мосолов. - Разумеется, что "особый" ребёнок не должен мешать организации учебного процесса в классе. Для этого ему выделяют тьютера, который при необходимости помогает справиться с возникшими трудностями. Если ребёнок занимается по адаптивной программе, то учитель уделяет ему отдельное внимание. В таких классах, по СанПиНу, не может быть больше 16 человек. Помимо этого общение с ровесниками происходит на переменах, на общих мероприятиях.
Деньги - в классы
Обучение "особых" детей требует немалых затрат, но обходится государству дешевле, чем, если бы они находились в интернатах. Затраты на одного такого ученика, по нормативу, выше в 19 раз, чем на его нормотипичного сверстника. - Мы осознанно идём на увеличение финансирования, но эти затраты оправдываются, - признаётся руководитель ведомства. - При этом увеличения бюджета не происходит, деньги перераспределяются внутри системы образования. Конечно, без увеличения общего финансирования областной системы образования не обошлось. Во-первых, вырос норматив на каждого ребёнка с ОВЗ в зависимости от нозологии. Во-вторых, в 2014 году во всей области в ресурсный классы пришли 20 детей с РАС, сейчас Б─■ 68. В 2009 году обучающихся по адаптивным программам было свыше 300, сейчас - больше на тысячу. В 2015-2016 годах на реализацию Программы "Доступная среда" в Воронежской области затрачено порядка 160 миллионов рублей, из них 128 миллионов - из бюджета РФ. Напомним, в октябре опыт общения воронежских педагогов с детьми с ОВЗ отметили на всероссийском уровне. Так, школа Б└√92 города Воронежа вошла в число победителей Третьего ежегодного конкурса "Лучшая инклюзивная школа России", объединяющего лучшие практики в развитии и внедрении инклюзивных образовательных технологий. А в номинации "Лучшие практики психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и профориентационной работы в инклюзивной школе" лауреатом второй степени стал Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|