 |
01.11.16
Мера любви
Вернисаж | Такого пристального и неподдельного интереса, который воронежцы проявляют к нынешней выставке в Зале на улице Кирова, уже не было давно
Так получается, что дважды за день - утром и вечером - мне приходится проходить мимо Выставочного зала Союза художников России. И каждый раз в огромные окна - собственно, это одна застеклённая стена - ни разу не видел пустующее пространство. И что особенно показательно, на выставку приходит много молодежи. Чем же вызван интерес, казалось бы, к такому давно привычному, а потому и рядовому событию в культурной жизни областного центра?
Виктор Силин
Во-первых, событие само по себе не рядовое. Оно - из разряда тех осенних выставок, на которых представляется лучшее из наработанного художниками за время весеннее-летних пленэров. А во-вторых, жанровым разнообразием, новыми именами и новыми открытиями. Последних же если не через край, то довольно прилично. Но начну с имен известных, давно доказавших и отстоявших своё право на место в художественном процессе. Это Заслуженный художник России Владимир Шпаковский, Виктор Донской, Валентина и Михаил Богачевы. "Потешные игры" (2015) В.Шпаковского - жанровая сцена времен Петровской эпохи. В тридцатипятифигурной композиции, над которой автор работал полгода, вы не найдете повторяющихся лиц или хотя бы схожих выражений на оных. Марширующие под барабанный бой и штурмующие деревянный частокол невзаправдашной крепости сами осознают ту игровую, театральную ситуацию, в которую они втянуты, но, изо всех сил сдерживая смех, а у некоторых он всё-таки прорывается, стараются соблюсти значимость момента. Нынешняя выставка "Мир моей любви" получила своё название по одноименной картине В.Донского. На огромном полотне четыре обнаженные фигуры то ли в русской бане, то ли в сауне. Вообще, тема купальщиц, она ведь вечная в художественном творчестве. Не обошел её стороной и В.Донской. Если вспомнить его более ранние работы, то без присутствия на них полнокровного женского начала никак не обходится. Взять, к примеру, тот же цикл "Праздник в Болгарии" или знаменитую "Кадриль", ставшую своеобразной эмблемой творчества художника. Как это и бывает у В.Донского на картинах такого порядка, плотское, чувственное, дразнящее, являясь доминантой, прикрывает свою наготу некоторой стыдливостью и стеснением и оттого становится целомудренным. Не знаю, случайно так получилось или нет, но напротив "Мира моей любви" висит не меньших размеров полотно "ЮВЖД" (2016) В.Циряниди. Линейная, плоскостная композиция полотна, по всей видимости, обусловлена тем временем, которое выбрал художник - двадцатые годы советской эпохи. Так и кажется, что герои картины железнодорожники на фоне тяжеловесной махины, осматривающие остановившийся паровоз, вышли из произведений писателя Андрея Платонова. Эти люди многожильные, занятые "потной работой", с сосредоточенными лицами, озабочены одним: чтоб паровоз вперёд летел, а остановка только - в коммуне. Под стать временному сюжету и цветовая атмосфера: темная, иссиня-черная, тяжелая, но не гнетущая. Может, тому причиной фигуры женщин-тружениц, краснокосынниц, как говорил Михаил Шолохов, "стриженых под иголку", коротко, почти по-мужски. Совершенно иная, несколько претенциозная и, я бы сказал, полубогемная атмосфера царит в картине В. и М.Богачевых "Вечернее настроение". В наплывающих сумерках - двое прогуливающихся мужчин не первой молодости: один - с воздушными шарами, другой - с двумя русскими гончими на поводке, а где-то на втором плане двое детей. То ли они сами по себе, то ли их захватили с собой на вечерний променад старшиеКартина явно фантазийная, но смотрится как хорошо срежиссированный и выверенный кадр из кинофильма. А вот "Старый диван" С.Володиной - вещь совершенно реальная. И по фактуре - чего стоит протертый и местами порванный дерматин! - и по тому, что пришлось ему пережить. В интерьере - одна-единственная вещь, а сколько она может рассказать, сколько историй поведать! Начиная где-то с конца 40-х прошлого столетияБ─╕ Нынешняя выставка порадовала и тем, что в экспозицию вернулся портрет и жанровая картина в том количестве, в котором им и надлежит быть. Меня лично, что называется, задели две из них - "Портрет Полины" С.Щепетовой и портрет девушки-мулатки "Дженифер" (2016) М.Ечеина. "Портрет Полины" - это девчушка в том простодушном возрасте, когда все дети считают себя художниками. И потому автор изображает свою героиню разухабистыми мазками во все стороны и чистыми цветами, как это бывает на детских рисунках - красным, синим, желтымБ─╕ Героиня же М.Ечеина хоть из нашего времени, но с загадочной полуулыбкой из веков давно минувших. По-особому, в унисон последним дням октября, прозвучала картина А.Медведева "Новый день" (2016). Одноэтажный домишко в четыре окна где-нибудь на улице Таранченко, покосившийся забор, забеленный снегом. "Новому дню" вторит "Нежданный снег" Е.Зверевой. Будто бы мы отворили калитку и перед нами - старая яблоня и краснобокие, как снегири, яблоки на снегу. Приметы старого и уходящего, а оттого ещё более дорогого времени в картине И.Козловой-Кузнецовой "Покровская церковь", в "Мальвах" Г.Посадневой, в акварели А.Макарова "Холм тишины" (2016). Успех нынешней выставки, мне думается, происходит от той меры любви, а не только ремесла, которую вынесли живописцы от общения со своей натурой. То есть от нас с вами и от мира, в котором мы живем.
 Владимир Шпаковский "Потешные игры".
Источник: газета "Коммуна", Б└√ 87 (26627) | Вторник, 1 ноября 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|