30.08.16
Кому открываются высокие духовные горизонты
Интервью с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием | Как воспитать своего внутреннего человека

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Фото предоставлено пресс-службой Воронежской епархии
В епархиальном управлении митрополит Воронежский и Лискинский Сергий встретился с главным редактором газеты "Коммуна" Виктором Руденко и журналистом Галиной Рохмин. От имени читателей газеты Владыке Сергию - архипастырю с большим опытом церковного служения - были представлены вопросы, на которые Его Высокопреосвященство в формате интересной беседы ответил, как всегда, глубоко и подробно.
- Уважаемый Владыка, в феврале этого года на Освящённом Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) был прославлен в лике святых. Это важное событие в жизни епархии. Скажите, в настоящее время в Воронежской митрополии сколько всего человек причислено к лику святых и много ли среди них мучеников за веру? Эта работа завершена или можно ожидать появления новых имён?
- К лику святых причислено около тридцати человек, родившихся или потрудившихся на Воронежской земле. Намного больше - несколько сотен - людей, почитаемых в народе как праведники или мученики, но по различным причинам ещё не канонизированных. В Православной Церкви прославление подвижника в лике святых - сложный процесс, имеющий много составляющих.
Цель всех существующих норм канонического права - дать Церкви возможность удостовериться в подлинной святости предлагаемого для прославления человека или в реальности его мученического подвига.
Ведь Церковь призвана, прославляя своего сына или свою дочь, дать верующим высокий пример православной веры и образец для подражания. Необходимо авторитетно подтвердить, что его жизнь была действительно святой, а смерть мученика была свидетельством веры в Бога, подражанием Крестному пути Христа Спасителя. С первых веков истории Церкви христиане придавали особое значение подвигу мучеников - их имён великое множество в святцах, что свидетельствует об особом почитании. Мученичество рассматривалось, как торжество веры и благодати над гонениями и смертью, Града Божиего над оковами диавола.
С древних времён человек, пострадавший за Христа, даже если он жил не совсем праведной жизнью или вовсе не был крещён, всё равно признавался святым: факта мученичества было для этого достаточно.
Существует такое понятие: "крещение кровью".
Мы с вами знаем, что в XX веке ситуация в России была непростая. Государственная идеология пыталась сформировать "нового человека", и в этом Церковь не была помощницей. Поэтому сразу после революции 1917 года начались целенаправленные гонения на верующих, особенно на духовенство. Уже к 1922 году только священнослужителей, которые пострадали, было более пяти тысяч человек. Известно много новомучеников, которых в настоящее время нет возможности прославить из-за отсутствия документальных свидетельств: значительная часть репрессий совершалась без суда и следствия, без законных разбирательств и протоколов. Например: ставилась задача "очистить деревню от поповского сословия". Уполномоченные приезжали к иерею, издевались над ним и его матушкой, над детьми священника, а под утро всех убивали. Таких случаев и в Воронежской области было довольно много. Но причислить всех к лику святых по действующим нормам невозможно.
- Почему же, Владыка? На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году канонизировано более тысячи святых, прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры, пострадавшие начиная с 1917 года...
- Всё верно. Но, повторюсь, причислить всех известных и почитаемых в народе мучеников и подвижников к лику святых невозможно. Нет полноценных материалов, есть только устные свидетельства. Возможно, их было бы достаточно в древней Церкви. Но сейчас, когда всякое слово подвергается сомнению, нужно всё детально изучать и приводить неоспоримые доказательства. В годы "красного террора" и репрессий, когда возбуждались уголовные дела на верующих - архиереев, священников, монахов и просто активных прихожан - часто не соблюдались процессуальные нормы. Протоколы велись плохо, немало из них были подложными, показания "выбивались" из подследственного любыми способами.
С первых веков истории Церкви христиане придавали особое значение подвигу мучеников - их имён великое множество в святцах, что свидетельствует об особом почитании. Мученичество рассматривалось, как торжество веры и благодати над гонениями и смертью, Града Божиего над оковами диавола. |
При Ежове (нарком внутренних дел, один из главных организаторов массовых репрессий 1937-1938 годов. - прим. ) работал следственный "конвейер": следователи сменяли друг друга, а подследственному не давали ни есть, ни пить, ни спать, применялись изощрённые пытки... Такой допрос мог продолжаться несколько суток. Естественно, не каждый человек мог это выдержать и, чтобы прекратить истязания, подследственный подписывал всё что угодно. Верующим инкриминировали антигосударственную деятельность. К примеру, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) стал жертвой репрессий и провёл в тюрьмах и ссылках в общей сложности одиннадцать лет. Даже ему, человеку крепкой веры, известному врачу, прославленному учёному, лауреату Сталинской премии, нелегко приходилось. Порой он находился в таком изнеможении, что не мог ни стоять, ни сидетьБ─╕ Но он выдержал всё. (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) прославлен как исповедник в сонме новомучеников и исповедников Российских в 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. - прим. ).
В числе тысяч людей, прошедших через круги тюремного ада, епископ Афанасий (Сахаров). Политических преступлений ему не инкриминировали, только лишь веру в Бога. За 33 года заключения он не озлобился и на свободе, перед кончиной, вспоминал: "Я прожил счастливую жизнь и не встретил ни одного плохого человека". Со слезами просил прощения у Бога за свой "грех": "не мог ответить на вопросы следователей так, как они требовали. За это их наказывали, и у меня совесть на этот счёт не спокойна", - каялся Владыка Афанасий. Безусловно, он святой человек и причислен к сонму новомучеников Церкви Русской.
Когда в 2000 году одновременно были прославлены тысячи людей в лике святых, их личные дела были тщательно проверены - всё было в порядке. Потом же произошёл вброс информации: появились новые документы, которые раньше не предоставлялись при изучении личных дел и ряд священнослужителей в свете этих новых сведений выглядели не очень хорошо. Кто это сделал, откуда взялись и насколько подлинны новые данные - всё нужно тщательно изучать, необходимы научные экспертизы. На Архиерейском Соборе в феврале этого года его участники сошлись во мнении, что закон не имеет обратного действия, тем более в таком непростом деле. Некоторые подвижники и мученики, которые почитаемы в народе, были причислены к местночтимым святым, а общецерковное прославление их на время отложено.
Пока работа по канонизации новомучеников приостановлена, архивы закрыты - государством принято решение, что не время всем этим делам быть полностью раскрытыми.
Надо сказать, что в честь российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года, у нас установлен общий праздник - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Празднование приходится на первый воскресный день после 7 февраля - дня памяти мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), который был первым из архиереев Русской Православной Церкви, пострадавшим в годы большевистского террора. В этот день мы прославляем всех святых, в ХХ веке за Христа пострадавших. По тем же, кто ещё не причислен к лику святых, служим панихиды.
- Владыка, справедливости ради надо заметить, что у архиепископа Богучарского Серафима несколько иная история, другой жизненный путь. Известно, что он прошёл традиционную для того времени школу духовного образования, был близок с праведным Иоанном Кронштадтским и преподобными Оптинскими старцами. С 1912 по 1918 год архимандрит Серафим - ректор Воронежской духовной семинарии, которая за годы его служения стала одной из лучших среди духовных учебных заведений Российской империи.
- Да, жизнь святителя Серафима несколько отличается от большинства его современников - архиереев и священнослужителей. В смутные для страны годы ему удалось благополучно выехать из Воронежа. В 1921 году владыка Серафим приехал в Болгарию, где стал управляющим русскими православными приходами и обителями с титулом епископа Богучарского. В тяжёлые 20-40-е годы архиепископ Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской Православной Церкви, которая с 1872 года, вследствие раскола с Константинопольским Патриархатом, находилась в состоянии изоляции от остального православного мира.
Литература, как и музыка, должна быть возвышенной, звать человека к добру и совершенству. Хорошие произведения показывают читателю примеры героизма и патриотизма, честности и трудолюбия, высокого отношения к любви, к семье, к женщине. Такие произведения должны быть распространяемы, им должно оказываться предпочтение. |
Во время Второй мировой войны Болгария, в которой нёс своё служение Владыка, долгое время была на стороне фашистской Германии. Архиепископ Серафим открыто призывал, чтобы болгары не воевали против Советского Союза. За это он терпел преследования от властей. Лишённый храма, он вынужден был служить на квартире. Вёл подвижническую, праведную жизнь.
К нему, имевшему дар молитвы и чудотворения, всегда приходили люди. Будучи прозорливым, он подсказывал верный путь, направлял их судьбы. По его молитвам исцелялись больные. Разнообразная пастырская и педагогическая деятельность, духовное окормление русской и болгарской паствы снискали ему глубокий авторитет среди верующих. После смерти архиепископа Серафима почитание не прекратилось - наоборот, приобрело более широкие масштабы. К его могиле стекается всё больше людей.
С 1973 года я систематически бываю в Болгарии и тоже всегда приезжаю к святителю Серафиму. Когда на месте его погребения священник служит панихиду, то открывает ящичек с записочками и вслух прочитывает письменные просьбы людей, которые обращаются к святителю как к живому, просят о помощи. И он помогает!
- Последний ректор дореволюционной Воронежской духовной семинарии архиепископ Серафим в годы пребывания в эмиграции написал свои основные богословские и апологетические труды, здесь учил и воспитывал своих духовных чад, которые старались сохранить и передать другим искорки его святоотеческой духовности. Владыка, сегодня духовными искорками во всех епархиях Воронежской митрополии верующие делятся во время культурно-просветительских программ, в том числе на Дне православной книги, Дне славянской письменности и культуры. В такие дни особо подчёркивается неразрывная связь духовной и культурной жизни России и Православия. Каково значение усиливающейся роли православной литературы? Каково отношение Церкви к литературе классической и особенно современной, если она не всегда отвечает канонам РПЦ?
- Нужно понимать, что любое художественное произведение есть отражение внутреннего мира художника слова. Поэтому в Церкви не создаётся никакой комиссии, которая бы рассматривала ныне издаваемые поэзию и прозу. Но можно и нужно говорить об общих направлениях в литературе, давать им нравственную оценку. Часто авторы пишут книги биографические, работают с архивными документами.
Однако безоговорочно верить тому, что события развивались именно так, как они описывают, - увы, редко приходится. Из современных нам авторов достоверны разве что Пикуль, Солженицын. У Солженицына хороший русский язык, но трудный: не льётся, читается не так, как Лесков или Куприн. По значимости и таланту к ним примыкают Крупин, Распутин - это поистине глыбы литературного творчества, писатели, которые охватывали многие пласты жизни нашего общества. Замечателен писатель Мережковский, муж поэтессы Зинаиды Гиппиус. Он малоизвестен широкой публике. А творил он замечательнейшие вещи, оставил целый ряд исторических произведений. Подчас излагал неугодные властям факты, которые нежелательно было предавать огласке. Против него был инициирован судебный процесс, но Дмитрий Сергеевич его выиграл.
Нужно много работать над собой, над своим духовным состоянием, наладить добрые отношения с ближними; не себя во главу угла ставить, а других людей; оценить, что сделал плохого и понять почему на тебя обижаются. Сделай выводы, исправься. Уверен, такая работа обязательно даст положительный результат. |
Таких людей, которые работают с документами и при этом вносят минимум личного отношения и оценок в свои творения, - мало. К примеру, Александр Сергеевич Пушкин: он был человеком довольно несвободным. Сейчас мы бы сказали, что он выполнял "государственный заказ". В "Дубровском" он изобразил императрицу Екатерину, образ которой, впрочем, как и события в произведении, далёк от реальности. Совершенно не упоминается о Суворове - единственном полководце, сумевшем погасить пугачёвский бунт. Своё понимание событий дает Пушкин и в "Борисе Годунове". Конечно, это не умаляет его художественного достоинства, но никогда не надо забывать о том, что даже очень серьёзные писатели вкладывают в свои произведения определённую долю вымысла. Например, Лев Николаевич Толстой.
Он был создателем псевдохристианской секты толстовцев. Учил о ненасилии, выступал против самодержавия, военных действий, и всё это было замешано на его личном восприятии Евангелия. Напомню: его отлучили от Церкви за намеренное искажение христианства - переписав четырёх евангелистов, он создал собственный вариант Евангелия, прописав в нём своё видение кодексов нравственного поведения. Все его произведения глубоко религиозны. Возьмите "Анну Каренину", "Воскресение", "Войну и мир" и другие. Однако очень трудно порой с этим художником слова согласиться: белое подчас он делает чёрным, чёрное - белымБ─╕ Несомненно, автор вкладывает в произведение личные чувства и переживания. Благодаря своим героям, которых заставляет спорить, любить или ненавидеть, жениться, воевать, умирать - он выражает ту мысль, которая наполняет его собственную душу.
Литература, как и музыка, должна быть возвышенной, звать человека к добру и совершенству. Хорошие произведения показывают читателю примеры героизма и патриотизма, честности и трудолюбия, высокого отношения к любви, к семье, к женщине. Такие произведения должны быть распространяемы, им должно оказываться предпочтение. Поэтому Церковь организует такие праздники как День православной книги, День славянской письменности и культуры, многочисленные и обширные культурно-просветительские программы. Лучших писателей поощряет наградами и премиями Патриарх, тем самым показывая, что нравственные линии, которые заложены в произведениях этих авторов, не нанесут вреда: можно читать их книги и обрести твёрдый нравственный фундамент, развить свою личность.
Непонятно, когда современный человек, имея так мало свободного времени, тратит его на бездумное "чтиво", где кипят одни страсти, которых и так в жизни слишком много. Также наши барышни до революции увлекались французскими романами. Не хочу ничего говорить об этих пишущих братьях и сёстрах, тем более давать им оценку как творческим личностям. Ясно, что их "творения" порождены спросом на произведения такого сорта - а это уже говорит о нравственном нездоровье всего общества. Важная, но непростая задача - опомниться, выйти из состояния всеобщего безумия, увлечения вещизмом, собственным эгоизмом, научиться замечать других людей, ценить жизнь, сеять разумное, доброе и светлое. Этому поможет чтение соответствующей литературы. Когда меня спрашивают о выборе книг, говорю: читайте проверенную временем классику; по крайней мере, она вас не испортит, там можно почерпнуть хорошие примеры.
Сейчас модно экранизировать классические произведения. С удовольствием посмотрел фильм "Анна Каренина" творческой бригады из Великобритании. Серьёзная работа, очень по-русски прочувствованно. Как бы ни критиковали новый "Тихий Дон", фильм-эпопею по одноимённому роману Михаила Шолохова о непростой судьбе донского казачества России в начале ХХ века, в нём есть положительные стороны. Показан трагизм слома нравственного стержня в простом народе. Мне кажется, режиссёр Сергей Урсуляк прочитал сокровенные мысли у Шолохова, которые, может быть, Михаил Александрович не высказал, но имел в виду в своём романе.
- Кстати, о сокровенном. Вы затронули очень важную тему, касающуюся многих. Владыка, как человеку прийти к Богу и укрепиться в вере?
- Вопрос простой и сложный одновременно. Помню свой юношеский опыт, когда я обучался в аспирантуре при Московский духовной академии и исполнял в Троице-Сергиевой лавре послушание по сопровождению иностранных делегаций. Однажды прибыла делегация по линии Академии наук. Учёные внимательно слушали, и один, с лёгким акцентом, стал у меня расспрашивать, как я пришёл к вере. Оказалось, это учёный из Германии с русскими корнями. Он сказал: "Вы знаете, батюшка, то, что Вы рассказываете, меня трогает до слёз. Сам, как умею, молюсь, чтобы мне научиться верить, но Бог мне этого не даёт. Вера - это дар". Меня тогда шокировало такое признание, и оно до сих пор для меня является загадкой. Я верующий с детства. Для меня проблемы поиска не было. Всё, что вокруг меня происходит, чем общество живёт, - оцениваю с точки зрения веры. Есть люди, которым веру заменяет нравственный закон, закон совести. Есть и те, кто вообще не верит. Но не верить - это не означает обязательно быть воинствующим атеистом и пропагандировать свои убеждения насильственно.
Следует уважать религиозные чувства других людей. Я - епископ, и в своей жизни стараюсь воплотить принцип уважительного отношения к человеку другого вероисповедания или к человеку, который не проявляет никаких религиозных убеждений. Мне кажется, что по-другому жить нельзя.
Приближаться же к Богу мы можем, учась на примерах святых. Святые отцы так говорили: "Пост и молитва - это два крыла, которые приближают нас к Богу". Но только приближают. А что у нас внутри должно быть? Внутри - любовь, а с ней - правда, спокойствие, здравая оценка всему. Именно в такой душе живёт Бог. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8).
Приближаться к Богу мы можем, учась на примерах святых. Святые отцы так говорили: "Пост и молитва - это два крыла, которые приближают нас к Богу". Но только приближают |
Задача любого человека, верующий ты или неверующий, - очистить свою душу от зла и грязи. Для верующего в этом особое благо, потому что в очищенное сердце придёт Святой Дух и будет в нем обитать. Известны слова преподобного аввы Дорофея: "зло есть недуг души, лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежащего здравия, которое есть добродетель". В душу, которая объята страстями, греховным состоянием, не войдёт премудрость, и Дух Святой, который всё освящает и придаёт смысл жизни, не поселится там. Так сказано в Священном Писании, в Книге премудрости Соломона: "В лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху" (Прем., 1, 4). Поэтому нужно работать над собой.
- Что значит работать над собой? Как понимать Ваши слова?
- Оценивать свои поступки по отношению к другим людям, быть критически настроенным к своим действиям. Только не пессимистически - "я плохой, ничего не могу и не умею, да и жить не нужно". Здоровый критический настрой конструктивен, способен дать импульс к развитию. Нужно заниматься духовной работой, воспитанием своего сердца, своей души. Естественно, будет помогать молитва и пост. Но пост - не диета, а деятельное состояние человека, когда мы трудимся над собой: отсекаем греховные помыслы и действия, заменяем их на добрые, светлые, воспитываем своего внутреннего человека.
На этих двух крыльях, приближающих человека к Богу, в общем-то, и парят подвижники, которые живут на Афоне и других святых местах. Им приходится много работать, чтобы самих себя содержать, прокормить. Они могут заниматься хозяйственными делами и выполнять различные послушания, но при этом непрестанно молятся. За советом к ним приходят люди разного духовного уровня - и все уходят утешенные, преображённые, как будто испили хорошей, освежающей душу воды, получили указание пути на многие годы вперёд.
В прошлом году мы с паломнической группой нашей епархии путешествовали на Святую Гору Афон и имели счастливую возможность общаться с отцом Ефремом, игуменом Ватопедского монастыря. Каждый из нас до сих пор вспоминает, как буквально за три-четыре минуты разговора с отцом Ефремом получил от него душеспасительные, жизненно важные советы. Истинный, умудрённый Богом старец видит состояние души и сердца пришедшего к нему человека, "читает" его как открытую книгу. Конечно, можно сказать, что он - хороший психолог, опытный молитвенник. Но человек верующий понимает, что дело не только в этом. Это высокие духовные горизонты. Но по благодати Божией, трудясь, каждый их может достичь. Нужно много работать над собой, над своим духовным состоянием, наладить добрые отношения с ближними; не себя во главу угла ставить, а других людей; оценить, что сделал плохого и понять почему на тебя обижаются. Сделай выводы, исправься. Уверен, такая работа обязательно даст положительный результат.
Подготовила Галина Рохмин
Источник: газета "Коммуна", Б└√69 (26609) | Вторник, 30 августа 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016