 |
03.06.16
Слышать время
Персона
С Народной артисткой России Тамарой Ивановной Семёновой беседовать - одно удовольствие
Людмила Романова, театровед
Как жаль, что читатель не может услышать её рассказов в лицах о том, как собирала она вокруг себя соседских детишек и, задрапировавшись всем, что могла найти в мамином гардеробе, пела французские песни (так ей казалось). Или как, придя подавать документы на истфак ВГУ, она увидела у парнишки промасленную газету, где выделялось объявление о наборе в Воронеже на актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кино (как оказалось, единственного). Как с этими же документами помчалась в ТЮЗ на первый тур, как прошла конкурс в сто человек на место, очутилась в списке 37 принятых и десяти окончивших и, наконец, оказалась в числе распределенных в Воронежский драмтеатр, который тогда ещё не был академическим. Он оказался единственным в жизни Семеновой. И актриса очень этому рада. Были по молодости приглашения и в другие театры, и на съёмки в кино, но руководители труппы не отпускали, да она особо и не просилась. При замечательных человеческих качествах - жизнерадостности, трудолюбии - в ней пленяло ещё и удовольствие от игры на сцене. Драгоценное актерское качество, которое с годами многие утрачивают. А она - нет. Ей по-прежнему всё интересно - все роли, которые она получает. Первый серьезный режиссёр в жизни Семеновой - Глеб Дроздов. И режиссёр, и выпускники были молоды и дерзки; казалось, могли перевернуть весь театральный мир. Спектаклей тогда выпускалось много (по пять в сезон), роли - в основном девочки, лучшей из которых стала очаровательно-лукавая Виктоша в "Сказках старого Арбата" А.Арбузова. Как шла ей эта роль! Грациозная воздушность, воплощение нежной женственности, столь редкой на советских подмостках - и в то же время тонкость чувств и немного печали, характерных для поздней арбузовской драматургии. Характерные черты режиссуры Дроздова - яркая, размашистая театральность, психологическая глубина проработки характеров, точный, яркий мизансценический рисунок. Всё это наглядно воплотилось в постановке двух пьес Т.Уильямса - "Трамвай "Желание" и "Татуированная роза". В "Трамвае "Желание" Семенова играла Стеллу, сестру главной героини. Тонкая фигурка хрупкой блондинки казалась несопоставимой с животной грубостью Стэнли, её мужа, но именно ей дано укрощать его дикие порывы. Для роли же любовницы Розарио в "Татуированной розе" актрисе понадобились совсем другие краски: здесь она обольстительна. Классику Дроздов почти не ставил: ему казалось, что в те годы нет ничего важнее политического театра, который он самозабвенно выстраивал. А жаль: два спектакля - "Иванов" Чехова и "На дне" Горького - представлялись мне очень значительными работами. В "На дне" Семенова играла Наташу, девушку на вид тихую, спокойную, но с твердым нравственным стержнем. Когда театр возглавил Анатолий Иванов, представитель школы русского психологического театра, в Воронежской драме прочные позиции заняла классика, и здесь у Тамары Ивановны начались новые победы. Сыгранная ещё в молодые годы Машенька Турусина в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" Островского - расчетливо-циничная, но обаятельная - сменилась в постановке Иванова в Воронежском ТЮЗе Клеопатрой Львовной - не вульгарной провинциальной львицей, а женщиной, тоскующей по настоящей любви. И, наконец, Харита Игнатьевна Огудалова в "Бесприданнице" - роль, которая принесла актрисе победу в творческом конкурсе "Событие сезона" в номинации "Лучшая роль второго плана". Это была полная достоинства обедневшая дворянка, любящая и понимающая свою дочь, но вынужденная жить по тем законам, что необходимы для выживания в волчьем мире наживы. Считаю недооцененной её Шарлотту в "Вишневом саде" - роль и эксцентричную, и глубокую. На вопрос о том, была ли у неё мечта о какой-либо роли, оставшаяся неосуществленной, Тамара Ивановна ответила, что мечтать-то особо некогда было - надо было работать над тем, что предлагали. Потом припомнила первую постановку "Женитьбы Фигаро" Бомарше: весь театра был уверен, что она создана для роли Сюзанны, а ей дали Фаншетту, Сюзанну же отдали жене Дроздова Наталье Сенько. Никакой глобальной обиды Семенова не испытала - ну, может, немного посожалела. У неё не было простоев. Каждый новый режиссёр, возглавив театр, находил для неё работу. В первом же спектакле нового главрежа Владимира Петрова "Арест" Ануя ей досталась довольно сложная роль женщины с бурным уголовным прошлым. Режиссёр хотел, чтобы она изобразила законченную наркоманку, совершенно опустившуюся. Но Тамара Ивановна убедила его, что гораздо интереснее играть существо, ещё на что-то способное, строить роль на контрастах. Получилась очень интересная работа. Я не помню у Семеновой ни одной проваленной роли. Даже в слабых спектаклях она никогда не выглядела беспомощной - её работа всегда была внятной. Почти сто ролей сыграла она в родном театре. Отдельный театр - для внуков. Их у неё трое, и сказки, которые она разыгрывает вместе с ними, наверняка будут счастливыми воспоминаниями детства.
 Тамара Семёнова почти сто ролей сыграла в родном театре. Фото из архива Тамары Семёновой
Источник: газета "Коммуна", Б└√44 (26584) | Пятница, 3 июня 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2016
|