 |
05.06.17
Видеть сердцем
В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского в рамках VII Международного Платоновского фестиваля искусств открылась тактильная выставка картин "Видеть невидимое"
Её экспонаты воспроизводят знаменитые полотна из собрания Пушкинского музея. В числе шедевров, которые в буквальном смысле слова можно потрогать руками, - "Благовещение" Сандро Боттичелли, "Мадонна с Младенцем" Лукаса Кранаха Старшего, "Натюрморт с атрибутами искусств" Жана-Батиста Симеона Шардена, "Нападение ягуара на лошадь" Анри Руссо, "А, ты ревнуешь?" Поля Гогена, "Старый еврей с мальчиком" Пабло Пикассо. Наталья Столповская
Отдельно представлен подарок Воронежу - тактильная копия картины Джакомо Франческо Чиппера "Крестьянская трапеза" из собрания музея имени Крамского. Тактильные картины выполнены с использованием технологии рельефной печати: фотографии полотен подверглись специальной обработке, после чего были подобраны такие текстуры и проработаны те особенности изображения, которые важны для понимания сюжета незрячими и слабовидящими людьми. Все анонсирующие подписи для картин снабжены шрифтом Брайля. По словам куратора выставки Ольги Морозовой, экспозиция последовательно отражает разные этапы в развитии изобразительного искусства, знакомит с его яркими представителями. В помощь незрячим и слабовидящим посетителям - аудиогид: голосом актёра Виктора Добронравова: он прокладывает подробный маршрут по картине, подсказывает, как её следует "смотреть", объясняет нюансы её тактильного изучения. Выбор актера не случаен. В каждом регионе он свой, обязательно с местными корнями. Всё вместе - тактильные ощущения, аудиогид, собственное воображение - позволяют каждому воссоздать свой образ. Зрячие посетители также могут открыть для себя принципиально новый опыт восприятия картин благодаря тёмным очкам, которые выдаются при входе на выставку. - Линию необязательно видеть, её можно чувствовать пальцами, - пояснила куратор выставки. - В момент прикосновения к тактильным картинам уходит суета повседневности, просыпается радость от встречи с иными ощущениями. Лёгкость или - напротив - глубина линий, разница текстур рождают на кончиках пальцев чудесные образы, дают чувство свободы творчества, осознание того, что каждый из нас может быть художникомБ─╕ Создатели уникального проекта - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина совместно с ПАО Сбербанк и платежной системой Visa. Воронеж - четвертый город в турне экспозиции, побывавшей в Москве, Казани и Волгограде. - Прекрасно, что программа Платоновского фестиваля, состоящая из очень значимых событий, пополнилась такой выставкой, как "Видеть невидимое", - отметил художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков. - Спасибо большое тем, кто придумал этот проект и вложил средства и душу в его воплощение. Мы узнали, как это смотреть картины кончиками пальцев. Соотнесли свои представления о мире с теми, которые возникают у людей, лишённых возможности видеть мир воочию. В первый день выставки состоялась премьера инклюзивного фильма Катерины Гордеевой и Александра Ужанова "Представь себе", адаптированного для восприятия незрячих людей: через наушники они получали комментарии всего, что происходит на экране. Документальная лента рассказала о незрячих людях, увлечённых творчеством, и об их связи с проектом "Видеть невидимое". - Каждый посетитель выставки, надев очки, может почувствовать, в какое новое для себя пространство он погружается, - отметил заместитель председателя Центрально-Чернозёмного банка ПАО Сбербанк Денис Скребец. - С одной стороны, человек становится беспомощным, с другой стороны - начинает иначе воспринимать мир. Новое восприятие помогает лучше понимать тех, кто рядом. Для нас как для организаторов выставки было важно донести именно эту мысль: искусство может быть доступно каждому, и смысл его - в объединяющей силе, пробуждающей в людях их лучшие качества. ПАО Сбербанк совместно с платежной системой Visa поддерживает социальные инициативы, воплощает в жизнь полезные и интересные обществу проекты. Вдвойне приятно, что мы делаем это в Воронеже в дни Платоновского фестиваля, обращённого ко всему прекрасному, что есть в человеке. Посетительница Татьяна Бичурина лишена зрения, но под чутким руководством куратора Ольги Морозовой побывала в джунглях, бушующих на картине Анри Руссо "Нападение ягуара на лошадь". Сергей Гладышев, потерявший зрение в результате тяжёлого осложнения, с помощью аудиогида "увидел" пальцами старинный замок, осязал контуры изображённого человека. А от белокурой Мадонны с младенцем с одноимённой картины Лукаса Кранаха Старшего, по словам нашего собеседника, шло особенное тепло. - Идея выставки великолепная, - поделился ощущениями Сергей Гладышев. - Я прикоснулся руками и сердцем к мировым шедеврам. И этот день прожит не зря. "Обмен энергиями, чувствами, эмоциями", "диалог с искусством", - такие отзывы посетителей услышали организаторы выставки. Для тех, кто готовил саму экспозицию, трепетно отбирал для неё материал, это - очень важные слова. - Мы учились тому, чего раньше практически не делали, - поделилась заместитель директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Баканова. - Интерпретация художественного произведения - сложная, деликатная работа. Не всегда удается зрячему человеку объяснить, по каким принципам мы определяем, что является шедевром, а что - нет. Работа над выставкой "Видеть невидимое" позволила выучить новый язык. Мы хотим, чтобы наши незрячие посетители увидели как можно больше того, что видим мы с вами. По большому счёту, выставка "Видеть невидимое" - о нас. О том, что все люди равны, и у нас есть равные возможности.
Общение с тактильной картиной - незабываемый опыт. Фото Никиты Паукова .
Источник: газета "Коммуна", Б└√44 (26688) | Вторник, 6 июня 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2017
|