 |
20.11.18
Университет вдохновения. Ноябрьский выпуск "Подъёма" посвящён 100-летнему юбилею ВГУ
Авторский корпус ноябрьского номера журнала "Подъём" составили выпускники Воронежского государственного университета разных лет. Авторитетные учёные и литераторы предстают перед читателем в необычной ипостаси: в творческо-биографические справки включены их фотографии со студенческих билетов и зачёток. Небольшая "дальневосточная" повесть в рассказах Владимира Сисикина "Перья птицы страус" отличается ярким литературным стилем, который позволяет привычные житейские события представить чередой необычайных происшествий. Здесь сталкиваются ирония и драма, высокие и приземленные поступки. Это та "пряная проза", с которой связаны имена Василия Аксёнова, Виктора Голявкина. Перешагнув почти полвека, её простые сюжеты волнуют и сегодняшнего читателя. Рассказ Валентина Семенова "Свадебные самолёты" о войне и любви, которая превыше смерти - столь высока жертвенность главной героини. Всё происходящее схвачено острым авторским глазом, детали отчётливы и выразительны, а скупая авторская речь, кажется, не содержит ничего лишнего. Напротив, история Виталия Злотникова "У вечного огня" безыскусна и кажется почти устным повествованием, однако в рассказе о старушке-матери, приехавшей к братской могиле, где лежит её погибший сын, есть затаенность и чистота чувства, которые словно бы отодвигают в сторону литературное мастерство и соприкасаются с сердцем современника напрямую. В сюжете Вячеслава Лободова "Ноябрь. День спрятанного солнца" осенняя охота и далекий концерт пианиста соединяются острым переживанием, пора зрелости причудливо переплетена с наивным горением юных лет - в таком чередовании и слиянии явлена волшебная сила природы. Фантасмагория Александра Бунеева "Бабушкин сон" сплавляет реальность и видения, плотные предметы и их неуловимую видимость. Старые кварталы Воронежа предстают царством, в котором возможно невероятное. Тут в самом составе воздуха есть привкус послевоенной городской окраины, а окружающее пространство насыщено огромным количеством характерных подробностей. "Зубная фея" Бориса Подгайного написана слегка ироничным слогом и насыщена житейскими подробностями. Атмосфера современного городского мещанства дана здесь в такой концентрации, что вспоминается сразу множество классиков - отечественных и зарубежных: Кафка, Гоголь, Сологуб, ЧеховБ─╕ Университетская поэзия разных лет представлена в двух коллективных подборках и авторских циклах стихотворений Станислава Никулина, Галины Умывакиной, Ивана Щёлокова, Александра Нестругина и Владимира Тулупова. Очерк Михаила Карпачева "Три ректора - три вехи в истории Воронежского университета" посвящен трём руководителям ВГУ в разные, но чрезвычайно важные периоды его существования: профессору истории Василию Эдуардовичу Регелю, философу-марксисту Павлу Флегонтовичу Сапожникову, ученому-химику Борису Ивановичу Михантьеву. О первых студентах учрежденного в 1918 году нового университета свидетельствует архивная мозаика Александра Акиньшина. Воспоминания Аллы Ботниковой о знаменитых преподавателях послевоенной поры дополнят университетскую летопись большим количеством деталей. Эссе Владимира Шарова рисует перед читателем образы поэта Осипа Мандельштама, хранительницы его рукописей Натальи Штемпель, историка Александра Немировского. В свою очередь, эмоциональные рассуждения Льва Кройчика изображают университетское пространство в виде особого мира со своими красками и смыслами. Заметки Александра Смирнова о прошлом состоят из трёх небольших глав - об университетском Театре миниатюр, об учёном, журналисте и театрале Вадиме Кулиничеве, о поэте Алексее Прасолове в пору его работы в районной газете. Здесь же - экзотический материал Дмитрия Дьякова о Занзибаре и его президенте Али Мохамеде Шейне, который учился в ВГУ на подготовительном факультете для иностранцев. А также неустаревшая статья Вадима Кулиничева о "детях войны", которая была признана лучшим произведением в жанре критики на страницах журнала "Подъём" в 1985 году. Завершают номер житейские рассказы замечательного воронежского филолога профессора Анатолия Ломова - их можно назвать прекрасным образцом современной прозы, в которой легкий язык переплетается с точной изобразительностью. И рядом - записки натуралиста, известного орнитолога Леонида Семаго, вдохновенно говорящего о природе. На большой цветной вклейке и обложке размещены репродукции картин университетского пленэра 2013 года - портреты, городские виды, пейзажи, жанровые сюжеты. Акварель и масло, пастозная фактура и тонкий рисунок, вечерняя палитра и утреннее пиршество красокБ─╕ И совсем не случайно очерк Тамары Дьяковой об этой живописи называется "Университет вдохновения".
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|