 |
02.07.18
На экране пульсирует время
Кино | Благодаря Международному фестивалю фильмов о правах человека "Сталкер" воронежцы смогли увидеть отечественные картины, обойдённые вниманием кинопрокатчиков
Виталий ЧЕРНИКОВ
Несколько лет назад его генеральный продюсер Игорь Степанов рассказывал журналистам, с чего всё начиналось: - Темой первого фестиваля была тюремная реформа. Тогда в зоны пустили людей с кинокамерами, и те стали снимать. Например, людей, приговорённых к смертной казни, детей в зоне, женщин-заключённыхБ─╕ Спектр тем, заинтересовавших кинематографистов, чьи картины, игровые и документальные, попадают на фестиваль, лишь расширялся. "Из пальца темы высасывать не приходится. Жизнь сама их подбрасывает!" - констатировал Степанов. Оказывается, и в 2018 году, когда, казалось бы, стало больше цензурных ограничений и активизировалась самоцензура, в кино не исчезло пространство для честного высказывания о том, что происходит в стране. Впрочем, в значительной степени всё это - "песни в пустоту". Да, в Российской Федерации снимаются не только блокбастеры про инопланетян, советских космонавтов и спортивные победы; случаются и попытки рассказать о жизни (порой выживании) тех, кто существует здесь и сейчас. Иногда это может быть история об одиночке, столкнувшемся с коррупцией и мракобесием, порой - показ обыденности российской провинции. Но про такие фильмы мы мало что знаем, в многозальных кинотеатрах их увидишь нечасто. "Сталкер" (акция, подчёркивают организаторы, некоммерческая и неполитическая) проводится Гильдией кинорежиссеров России при поддержке Фонда Президентских грантов. На этот раз любители отечественного кино бесплатно увидели, а потом обсудили фильмы, снятые в последние годы такими режиссёрами, как Александр Прошкин, Юсуп Разыков, Лера Суркова, Элина Суни. Кто-то из режиссёров весьма известен, но есть и те, о ком пока слышали лишь профессионалы. Нетрудно заметить: сейчас те и другие оказались в сходном положении. - Сегодня режиссёры лишены права показывать свои фильмы зрителям! Были мы недавно в Магадане, там директор театра говорит: "Погода была хорошая, поэтому люди не пришли". А потом - "Погода была плохая, люди не пришли". А сам пальцем о палец не ударил, чтобы они пришли. Для него были важнее "Звёздные войны". И совершенно наплевать, будет ли российское кино, - вспоминал перед одним из кинопоказов в воронежском Доме актёра Игорь Степанов. У воронежцев особый интерес вызвала картина "Голова. Два уха" режиссёра Виталия Суслина. Мало того, что он - наш земляк, так и съёмки проходили главным образом в Воронеже, а также в одном из сёл области. История, рассказанная в картине (снятой, кстати, без господдержки), на самом деле произошла несколько лет назад с хорошим знакомым режиссёра, деревенским пастухом Иваном Лашиным. "Голова. Два уха" - реконструкция тех событий, причём их главный герой снялся в роли самого себя. Кстати, участвует в фильме и его мама. Монотонность деревенской жизни, в которой обречён существовать Иван Лашин, оказывается нарушена появлением таинственного незнакомца, который предлагает заработок в городе. "Я не хочу в деревню возвращаться", - признаётся тем, кто его увёз, главный герой. Это предложение для него - попытка вырваться. Ну да, неудачная... В роли аферистов, жертвой которых он стал, снялись профессиональные актёры. В эпизодах можно увидеть и жителей нашего города. На показ фильма в Доме актёра пришли некоторые из них. Часть сцен снимали на улицах скрытой камерой. Например, ту, в которой оставшийся без денег и еды герой подходит к павильону быстрого питания, просит у продавщицы кофе бесплатно и получает отказ.
У воронежцев особый интерес вызвала картина "Голова. Два уха" режиссёра Виталия Суслина. Мало того, что он - наш земляк, так и съёмки проходили главным образом в Воронеже, а также в одном из сёл области. |
Тему фильма советские писатели-почвенники в большинстве своём подали бы в ракурсе "Невинный деревенский житель под влиянием городских искусителей отрывается от корней, но, одумавшись, возвращается из бездуховного адища в родную деревню, к берёзкам, церквушке и бескрайним просторам". К счастью, фильм Суслина про другое. Попытка героя сбежать из дома вызывает понимание не только у зрителя, но и у его односельчан: мать по мобильнику рассказывает сыну, думая, что тот пришёл к успеху: земляки интересуются, нет ли ещё какой работы в Воронеже. Деревня - вовсе не место для обретения гармонии. Здесь холодно, скучно, безысходно. Хотя и красиво, конечно. А город постоянно оборачивается к Ивану Лашину разными сторонами. Сначала - праздничной. Сюда он попадает вскоре после Нового года, и мы несколько раз видим ту самую ёлку, которая стояла на площади Ленина в начале 2017 года, а половина действия вообще происходит в местных торговых центрах. Но Воронеж - не только город, где можно затариться и перекусить фастфудом. И не только город, где у многих нет на это денег (в том числе потому, что их у тебя выманили). Это место со своей интереснейшей историей - в которую местные жители не очень-то вовлечены. Главный герой постоянно проходит - то по пути в банк, то в поисках хоть какого-то заработка - мимо той или иной воронежской достопримечательности, явно не понимая, кому памятник или что олицетворяет этот дремлющий во льдах у набережной водохранилища корабль. К данной теме Виталий Суслин во время разговора со зрителями возвращался не раз: - Это не город N. Это город, где в ссылке оказался Мандельштам, город, в котором жили Платонов, Маршак, Кольцов, НикитинБ─╕ Огромное количество интересных людей, которые свою жизнь отдали на благо, на добро, а сейчас - бронзовые памятники. Кто-то читает Кольцова, но мало. И тех, кто в Воронеже знает, кто такой Мандельштам, тоже мало. Режиссёр признался: - Я, с одной стороны, очень люблю этот город, потому что у меня с ним связано детство. С другой стороны, мне его очень жалко. Его изуродовали чудовищно. Посмотрите, что в центре происходит! И окружающим словно бы всё равно. А что творится на дорогах! Кольцовский сквер во время оккупации в 1942-м был немецким кладбищем. Есть фотографии, где он весь в крестах. Сейчас это красивое место, и так должно быть. Но надо помнить и о том, что здесь было когда-то. Цирк построен на костях! Ладно, это история ещё Советского СоюзаБ─╕ Но теперь там торговый центр построили на костях. И никто не высказался против!
Виталий Суслин и Иван Лашин. Фото Виталия ЧЕРНИКОВА.
Источник: газета "Коммуна" | Б└√50 (26797) | Вторник, 3 июля 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|