 |
18.06.18
Прирождённые убийцы
VIII Платоновский фестиваль искусств | Свой спектакль по Шекспиру Юрий Бутусов назвал "Макбет.Кино"
Людмила РОМАНОВА
Наверное, он пересмотрел все экранизации "Макбета", коих немало, но хочется думать, что великий фильм Акиро Куросавы "Трон в крови" оказал на него наибольшее влияние. Хотя ничего общего между фильмом и спектаклем нет. В фильме Куросавы много мистики, как и в пьесе (одни ведьмы чего стоят!), а Бутусов умудрился вообще обойтись без потустороннего влияния. Его "Макбет", поставленный на сцене Театра имени Ленсовета, вообще жёсткий, без иллюзий, и он, конечно, о современности. Спектакли Бутусова (а это уже третий, показанный им на Платоновском фестивале) - сложносочиненные композиции, где основной сюжет всё время разветвляется, образуя эпизоды, казалось бы, не имеющие отношения к самому действию. Вот и тут: сидят два вполне современных охранника, ведут, казалось бы, дружескую беседу, вдруг - раз! - один выхватывает револьвер и убивает другого. И только после этого на сцену выходят Банко и Макбет в окровавленной одежде, разгоряченные после боя. И начинается их диалог. А затем появляются ведьмы, предрекающие Макбету королевское будущее. В этих ведьмах нет ничего мистического, они, скорее, девки из борделя. За сотни лет исполнения пьесы сложилась определённая трактовка образа Макбета: вначале это сильный веселый воин, хороший друг, боевой товарищ, а под влиянием предсказания и особенно жены он становится убийцей, и чем больше его затягивает, тем больше он отходит от своей сущности. У Бутусова не так: Макбет и его жена - прирожденные убийцы (фильм с таким названием тоже был). Причем вначале она сильнее его: с каким перевернутым лицом он приходит после первого убийства, а жена его баюкает, как ребенка. Они любят друг друга, а убийства их ещё больше связывают. Мотив убийств бесконечно варьируется в интермедиях, как я их для себя назвала, то есть вставках-вариациях. При этом многие знаменитые сцены убраны; например, о том, что леди Макбет всё время моет руки, ходит ночами по замку и произносит: "Кто бы мог подумать, что в старике окажется столько крови!", мы узнаем от служанки, которая рассказывает об этом охраннику, а потом ловко выхватывает у него пистолет и убивает. Убить здесь - что муху прихлопнуть. А у убийц нет психологии, они не размышляют. Знаменитые бутусовские прибамбасы: оркестр (здесь, пожалуй, оркестрик), вокальные номера, танцы под такой грохот, что пол в зрительном зале дрожит - всё, что в его спектаклях раньше казалось мне лишним, здесь уравновесилось и вписалось в зрелище. Каким образом - объяснить не могу, для этого нужно посмотреть спектакль несколько раз. Это та самая волшебная магия театра, которая завораживает и остается в памяти навсегда. Вербальность - не самая сильная сторона бутусовских спектаклей, основное у него - пластика, музыка, вокал. И финал потрясает своей мощью: Лаура Пицхелаури (леди Макбет) в красных балетных туфлях танцует и танцует свой танец-макабр, постепенно исчезая в красном луче прожектора. Прошу прощения, что не всегда называю фамилии артистов, но программок почему-то не было, и я узнала только Александра Новикова (бессмертного Федора из "Тайн следствия") - участника одной из вставных новелл. Ну а Лаура вместе с Бутусовым была на пресс-конференции. Её работа, на мой взгляд, самая сильная в этом спектакле. Вообще, играть у Бутусова, думаю, нелегко, но личность его притягательна. Надеемся на новые встречи, тем более режиссер сказал на пресс-конференции, что приезжает сюда с удовольствием, а Воронеж назвал "наш Авиньон". Сравнение с французским центром театрального искусства, где проходят знаменитые фестивали, конечно, лестно и приятно. Ну а мы надеемся на новые встречи с одним из самых интересных режиссеров современности.
Фото Андрея ПАРФЁНОВА.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|