Две последние недели апреля маленькая страна Армения находилась в центре внимания мировых информационных агентств. Разворачивавшиеся там события выстраивались в явную спираль политического кризиса, знакомого по другим примерам в государствах ближнего зарубежья - в Грузии, Украине и Киргизии.
Уход многолетнего руководителя страны сопровождался примечательным заявлением, распространенным пресс-службой: "Никол Пашинян был прав. Я ошибся. В сложившейся ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я выполняю ваше требование и оставляю должность руководителя нашей страны". Как следует из этого заявления, перед экс-президентом действительно стоял нелегкий выбор, включая силовой разгон протестующих с возможным большим числом жертв. Он, кстати, сам сделал политическую карьеру на волне массовых уличных акций протеста. Но в 2008 году, вступая в свой первый президентский срок, он не смог обеспечить мирное развитие событий: на митинге в Ереване 1 марта 2008 года погибло 10 человек. Ошибкой в сложившейся нынешней ситуации стало то, что он напомнил протестующим об этих событиях, пригрозив их возможным повторением. Это только подлило масла в огонь: слова премьера и временное задержание полицией Никола Пашиняна привели к фактическому удвоению числа протестующих, к которым стали примыкать не только простые ереванцы, но и представители силовых структур - верная примета разложения политического режима. Известие об отставке Премьера народ встретил всеобщим ликованием. К чести же Сержа Саргсяна стоит сказать, что он правильно оценил сложившуюся ситуацию и не захотел брать на себя вину и ответственность за возможное кровопролитие. Когда в стране с населением в 3 миллиона человек на протестные митинги выходят до 160 тысяч человек, то нетрудно себе представить их возможные последствия. Поступок Сержа Саргсяна свидетельствует о том, что и для политиков (не всех, разумеется) понятие "достоинство" может иметь некий высокий смысл, и побуждать к тому, чтобы поставить интересы народа выше интересов самосохранения у власти.
Что ждет Армению дальше? По словам Никола Пашиняна, который, на правах лидера протестного движения, продолжает поддерживать массовую мобилизацию, оказывая давление на парламентское большинство, в течение ближайшей недели армянский парламент должен выбрать Премьер-министром "представителя народа" (не исключено, что он имеет в виду самого себя). После этого будет сформировано временное правительство, а затем в короткие сроки проведены досрочные парламентские выборы. Время покажет, насколько реалистичен этот сценарий. Но есть еще и внешнеполитический аспект армянской проблемы. Страна имеет неурегулированный конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, считающегося непризнанным государством. Наращивание вооружений азербайджанской армией, в том числе и российского производства, создает риски перехода замороженного конфликта в открытую стадию. На юге находится не менее опасный и грозный сосед - Турция, отношения с которой крайне натянутые из-за геноцида армян в Османской империи в 1915 году, который турецкие власти не признают. Особый вопрос - российско-армянские отношения. До сих пор они оставались близкими, союзническими, в основе которых лежит как длительное совместное проживание в рамках единого государства, так и многочисленная армянская диаспора в нынешней России, а также геополитический интерес российского руководства к региону Южного Кавказа. По мнению экспертов, Армения останется в зоне влияния России, однако двусторонние отношения, вероятнее всего, потребуют известной модификации. России не следует требовать от нового армянского руководства односторонней ориентации, но согласиться с тем, что оно может выстраивать многовекторную политику. Тем более что влиятельная армянская диаспора имеется и в европейских странах (особенно во Франции), и в США, и её помощь своей исторической родине в трудные для нее времена никак не будет лишнейю
Источник: газета "Коммуна" | Б└√32 (26779) | Пятница, 27 апреля 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"