Неизвестные страницы войны | Работа минёров способствовала замедлению темпов немецкого наступления летом 1941 года
Валентин КОТЮХ,
Изобретательская мысль Ястребова в это время была направлена на усовершенствование своих разработок непосредственно в бою. Первые подрывы танков врага показали, что советская мина перебивает только траки, которые легко восстанавливались экипажем за несколько часов. Ястребов рассчитал и увеличил количество взрывчатого вещества в ней, чтобы при взрыве уничтожался танк и экипаж. Созданные подразделения устанавливают мины и фугасы на дорогах, взрывают железнодорожные и автомобильные мосты. Закладывают радиомины в правительственных зданиях, важных стратегических объектах. Чтобы вызвать страх и панику среди врагов, применяют мины замедленного действия, которые взрываются через 3-45 дней в тылу вражеских войск, нанося им урон. Боевая деятельность минеров находилась под постоянным контролем Ставки Главного Командования. При этом особая роль отводилась группе под командованием военинженера 2-го ранга В.П.Ястребова. Впервые в боевых условиях были применены созданные при его непосредственном участии радиоприборы ФТД для управления взрывом тактических радиофугасов и Ф-40 для стратегических радиофугасов. О значении, придававшемся тогда радиоуправляемому минированию, свидетельствует тот факт, что уже 8 июля 1941 года в числе первоочередных вышло постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР Б└√50сс "О выпуске приборов ТОС для управления взрывом на расстоянии" (РГАСПИ, ф.644, оп.1 д.1 лл.157-158,159-162), при том, что сам ГКО, обладавший на время войны всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР, был образован 30 июня 1941 года. В статье "Рассекреченные разработки инженерных войск" ("НВО", 06.10.2017г.) начальник отдела ЦНИИИ ИВ в Нахабино, полковник запаса, кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук Виктор Александрович Миркискин отмечает: "Одним из самых квалифицированных и востребованных специалистов Института был военинженер 2-го ранга В.П. Ястребов, которому поручались самые ответственные задания с использованием техники особой секретности. В качестве примера следует процитировать приказ начальника Института от 3 июля 1941 года Б└√ 175/А: "1. Во исполнение директивы ГВИУ КА от 2 июля с.г. за Б└√ 413327С полагать сформированной группу специального назначения под командованием военинженера 2 ранга тов. Ястребова В.П. 2. С сего числа группу спецназначения полагать убывшей в распоряжение начальника инженерного Управления генерал-майора инженерных войск тов. Новикова для выполнения особого задания в составе: военинженера 2 ранга тов. Ястребова, военинженера 2 ранга тов. Зудина, военинженера 3 ранга тов. Кучерова, лейтенантов Прегамент, Белохвостова, Батурина. Срок командировки с 3 июля 1941г. по 23 июля 1941 г.". Всего в группу вошло 30 человек". Оценивая роль аппаратуры управления взрывами по радио в оборонительных боях первых месяцев войны, маршал инженерных войск В.К.Харченко в книге "Б─╕Специального назначения" о деятельности этой группы писал так: "На стыке Северо-Западного и Западного фронтов с начала июля использовал приборы Ф-10 отряд заграждений под командованием военинженера 2 ранга В.Н. ЯстребоваБ─╕ Приборы Ф-10 вместе с обычными минами замедленного действия создавали в стане врага нервозность, затрудняли использование и восстановление мостов, железнодорожных узлов, крупных зданий и других важных объектов. Они заставляли противника терять время, столь драгоценное для наших войск суровым летом и осенью 1941 года. Выигранное время давало нам возможность закрепиться, подтянуть к угрожаемым направлениям войска". По данным военного журналиста А.М. Киселева, подразделение, руководимое В.П. Ястребовым, установило тогда в общей сложности 40 радиоуправляемых фугасов ("Техника и вооружение", 1990, Б└√ 9, с.31). Отряду заграждения В.П.Ястребова пришлось действовать в сложнейших условиях первых дней войны. Полковник И.Г. Старинов, руководивший тогда таким же отрядом на другом участке Западного фронта, обстановку описывал так: "Скажу сразу, положение группы оказалось нелегким. Поначалу трудно было понять, как далеко удалось продвинуться противнику, где идут бои. Средств радиосвязи у нас не имелось, и для поддержания контакта с отрядами приходилось пользоваться проводной связью фронта, а телефон и телеграф в те дни оказались не слишком надежными, да и отряды часто находились на значительном удалении от войсковых телефонных коммутаторов или телеграфных узлов. Выручали группы лишь опыт и мужество командиров отрядов да наличие значительного числа автомашин, "прихваченных" по пути на фронтБ─╕ Что же делали в те жаркие и кровавые июльские дни саперы оперативно-инженерной группы? Мы заблаговременно минировали и своевременно разрушали мосты на железных и автомобильных дорогах, а также подрывали рельсы и асфальтобетонное покрытие шоссейных дорог, минировали предполагаемые места обхода врагом разрушенных участков пути, минировали после отхода наших войск сами магистрали, устраивали завалы перед фашистскими мотоциклистами-разведчиками, перед вражеской мотопехотой и танками. Работать приходилось под непрерывным воздействием вражеской авиации, нередко под ружейно-пулеметным огнем, отряды несли потери, и все же их действия превзошли наши ожидания: люди проявляли огромное мужество, замечательную выдержку, не терялись в самых сложных, даже критических ситуациях" (И.Г. Старинов. "Пройди незримым". М: Молодая Гвардия, 1988, с.18-19). В результате работы советских минеров на дорогах в журнале боевых действий штаба германской 9-й армии появляется запись, отрывок из которой приводит в своей книге немецкий военный историк генерал Клаус Рейнгардт: "Главная причина возникновения и углубления кризиса заключается в том, что ремонт шоссейной дороги требует значительно больше сил и времени, чем это предполагалось. Несостоятельность первоначальных предположений в первую очередь показали разрушения, причиненные русскими минами замедленного действия. Такие мины, разрываясь, образуют воронку в 10 м глубиной и 30 м диаметром. Взрыватели установлены с такой точностью, что ежедневно происходит по нескольку взрывов, и поэтому приходится каждый день строить заново объездные пути". Своей боевой работой в труднейшие первые дни войны минеры В.П. Ястребова, наряду с другими советскими воинами, внесли значимый вклад в задержку вражеского наступления на главном стратегическом направлении. Прикрывая отход наших войск постановкой минно-взрывных заграждений, они не позволили врагу решить важнейшую задачу плана "Барбаросса" - уничтожить с помощью танковых клиньев основные силы Красной Армии еще в приграничных "котлах", не допустить отвода боеспособных войск и создания советским командованием нового фронта за Днепром и Западной Двиной. 13 июля 1941 года генерал-полковник Герман Гот, командующий входящей в группу армий "Центр" 3-й танковой группой вермахта, наступавшей на том самом стыке Западного и Северо-Западного фронтов, где действовал отряд В.П. Ястребова, докладывал: "За первые три недели боев войска 3-й танковой группы понесли большие потери... Если противник будет продолжать минирование дорог и мостов в тех же масштабах, что и раньше, то преимущество в скорости, которое обеспечивает мотор, сводится на нет. При этом расход сил и средств окажется большим, чем достигнутые результаты". Не менее примечательные строки содержат дневниковые записи рвавшегося к Москве командующего группой армий "Центр" генерал-фельдмаршала Ф. фон Бока: "...Русские сумели настолько усилить наши транспортные трудности разрушением почти всех строений на главных железнодорожных линиях и шоссе, что фронт оказался лишенным самого необходимого для жизни и борьбыБ─╕".
Продолжение следует.
Прибор Ф-40 для управления радиофугасами стратегического назначения.
Прибор ФДТ для управления радиофугасами тактического действия. Фото с сайта http://www.saper.etel.ru
Источник: газета "Коммуна" | Б└√29 (26776) | Вторник, 17 апреля 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"