 |
09.04.18
Горький, Ленин и фотолюбитель Желябужский
История с фотографией
На днях исполнилось 150 лет со дня рождения писателя Алексея Пешкова, больше известного как Максим Горький. В апреле - очередной день рождения Владимира Ульянова, которого мир знает как Владимира Ильича Ленина. Как бы к ним кто не относился, но они стали одними из главных фигур ХХ века. Непростыми были и отношения между ними. Тем не менее Ленин дважды довольно надолго останавливался в Италии на острове Капри у Горького. Михаил ВЯЗОВОЙ
Сохранились любительские фотографии, запечатлевшие пребывание писателя в Италии. Долгое время считалось, что автором их является художница М.С.Боткина. Лишь сравнительно недавно по документам и свидетельствам современников установлено, что все эти фотографии сделаны четырнадцатилетним фотолюбителем Юрием Желябужским, сыном Марии Федоровны Желябужской, гражданской жены М.Пешкова (девичья фамилия и сценический псевдоним - Андреева). Пожелтевшие от времени листы архивных документов, страниц газет и журналов хранят много свидетельств яркой общественной и артистической деятельности женщины, которую природа щедро наградила красотой и талантом. В то далекое от нас лето 1908 года Юре подарили маленький фотоаппарат, и он старательно стал снимать всё, казавшееся ему интересным. Фотографией тогда увлекались многие. Алексей Максимович Горький, который питал к Андреевой нежные чувства, составлял планы-сценарии, Мария Федоровна как режиссер руководила фотосъемками. Фотографировали пейзажи, жанровые и юмористические сценки из жизни отдыхающих. Когда на Капри приехал В.И. Ульянов-Ленин, то решили незаметно, как теперь говорят, "скрытой камерой" сделать серию фотографий. После обеденного отдыха все собрались на веранде играть в шахматы. Юра фотографировал незаметно, с разных сторон. На снимках видно, как меняются группы болельщиков: подходит и отходит Горький со своим любимым попугаем, Мария Федоровна, гости - Н.Б.Богданова, И.П.Лодыжников, Базаров, Пешков. Юный фотолюбитель Юра Желябужский снимал так, что на некоторых фотографиях видны только спина и затылок Ульянова. Зато съемка с других точек показывает всю группу отдыхающих. Ленин на фотографиях выглядит непривычно: без бороды, с большими усами и гладко выбритым подбородком. Юному фотографу прощали мягкость, даже некоторую нерезкость, живописность изображения. Есть свидетельства того, что, несмотря на недоброжелательное отношение вождя к фотографии (конспирация), снимки юного фотолюбителя ему нравились. Юрий Желябужский продолжал основательно заниматься художественной фотографией и в стенах Петербургского политехнического института. Как известно, фотография является предтечей кинематографа, поэтому неудивительно, что увлечение светописью сыграло важную роль в выборе профессии. Свой творческий путь он начинал ассистентом оператора на съемках фильма "Борьба микробов", в котором Мария Федоровна сыграла главную роль. В письме к матери он пишет: "Микробов" мы кончилиБ─╕, видел я негативы: ты вышла хорошо как с фотографической, так и с точки зрения игры. Для тебя выгоднее повороты в фас и профиль, чем взгляды в сторону аппарата". Впоследствии Желябужский стал известным деятелем кино: режиссером, кинооператором, педагогом. В его активе десятки документальных и художественных фильмов, в которых он выступал в качестве оператора, сценариста и режиссёра.
Когда на Капри приехал В.И.Ульянов-Ленин, то решили незаметно, как теперь говорят, "скрытой камерой" сделать серию фотографий. После обеденного отдыха все собрались на веранде играть в шахматы. Юра фотографировал незаметно, с разных сторон. |
В 1940 году Юрий Леонидович стал профессором кафедры операторского мастерства ВГИКа, издал несколько учебников: "Искусство оператора" (М., Л., 1932), "Изобразительная композиция фильма" (М., 1960) и др. Во время войны исполнял обязанности директора ВГИКа. В мирное послевоенное время трудился на киностудии "Научфильм". Юрий Леонидович умер 18 апреля 1955 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Для воронежцев интересно то, что двоюродный брат Юрия, писатель и драматург Алексей Леонидович Желябужский (Марии Федоровне он доводился племянником и был старше Юрия на четыре года) после революции работал в Московском Малом театре, затем в Курском областном драматическом театре, а с 1928-го по 1930 годы - актёром и режиссером Воронежского театра драмы. Сведений о приезде в наш город Юрия Желябужского нет, но Алексей Леонидович часто общался с братом. Их связывало не только родство и небольшая разница в возрасте, но и общие театрально-кинематографические интересы. Воронежский писатель Николай Задонский в книге "Интересные современники. Любопытная старина" приводит воспоминания Алексея Желябужского о воронежском театре, и, перечисляя молодых актеров, называет фамилии - Ососков, Мюфке, Ястребцов, Полибин, Петр АлексеевБ─╕ Константин Мюфке был сыном Владимира Людвиговича Мюфке, одного из создателей в 1914 году Воронежского научно-художественного фотографического общества. Так многолетняя история фотографической светописи, кинематографа и театральной сцены соединила итальянский остров Капри с русским провинциальным городом Воронежем.
Тот самый снимок, который в советское время многократно тиражировали, - "Ленин на Капри у Горького".
Источник: газета "Коммуна" | Б└√27 (26774) | Вторник, 10 апреля 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|