 |
22.03.18
Да будет облако, да будет яблоко
Театр | На сцену Воронежского Камерного впервые вышла танцевальная труппа
Источником вдохновения для создателей нового спектакля "Apples&Pies.Ностальгия" стали два текста - рассказ Ивана Бунина "Антоновские яблоки" и пародия на это произведение "Пироги с груздями", написанная Александром Куприным. В Apples&Pies танцуют под музыку Алексея Айги и Дмитрия Курляндского. Создавалась она по большей части не специально для воронежского представления. Виталий ЧЕРНИКОВ
Впрочем, Курляндский на пресс-конференции перед премьерным показом рассказал, что предложил некоторое количество своих электронных композиций, но работа с хореографом Константином Матулевским на этом не закончилась: из Воронежа композитор получал видеозаписи репетиций и вносил в свою музыку исправления, если такая необходимость возникала. Хореограф Софья Гайдукова, создатель "бунинской" части, призналась как-то: рассказ "Антоновские яблоки" заинтересовал её как раз тем, что "как такового сюжета, чёткой структуры не имеет". По сути, текст не рассказывает историю, а являет собой что-то вроде цветных фотографий Сергея Прокудина-Горского. Эти артефакты прошлого неизменно вызывают ностальгическое умиление у тех, кто в те времена не жил. Бунинский рассказ хорош, впрочем, тем, что может подтолкнуть режиссёра или хореографа к созданию серии "живых картин", заведомо не рассчитанных на социологическую интерпретацию, изображающих не быт конца XIX века, а некий поток жизни.
"Антоновские яблоки" Софьи Гайдуковой полны не только светлого лиризма, но и юмора, причём добродушная ирония хореографа порой кажется направленной на сам формат современного танца. |
Буквальных иллюстраций к рассказу в спектакле не очень много. Хотя если бы я пришёл на показ с книжкой и сверял с ней происходящее на сцене, отыскал бы, вполне возможно, некоторое количество тонких намёков. Стало бы от этого представление лучше или хуже в моём восприятии? Не думаю. "Антоновские яблоки" Камерного театра похожи на сон про некий "русский идеал", приснившийся причём современному молодому человеку, способному увидеть, например, в деревенских плясках более чем столетней давности забавное сходство с современной дискотекой. Собственно, про это финал первой части: молодость в любую эпоху хочет радоваться жизни, веселиться до упаду, а что там дальше будет, революция ли, война ли, гибель ли лучших из хоровода русской жизни - ну так это ведь не сегодня, да и, может, обойдётся всё. Вот на сцене танцуют про любовь, вот про старость (уже буквально иллюстрация к рассказу: "Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, Б─■ первый признак богатой деревни, Б─■ и были все высокие, большие и белые, как луньБ─╕"; "Помню я и старуху его. Всё, бывало, сидит на скамеечке, на крыльце, согнувшись, тряся головой, задыхаясь и держась за скамейку руками, Б─■ всё о чем-то думает")Б─╕ Есть и фрагмент, который, похоже, как раз про войну и оказавшихся на ней мужчин - хотя толчком к этому эпизоду, допускаю, стал фрагмент совсем не про войну, а про то, что "за последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков Б─■ охота". Тут легко сорваться в пафос, но "Антоновские яблоки" Софьи Гайдуковой полны не только светлого лиризма, но и юмора, причём добродушная ирония хореографа порой кажется направленной на сам формат современного танца. Напомню, кстати, её слова о том, как создавалась вторая часть Apples&Pies, которой занимался Константин Матулевский: "Поскольку с Костей у нас хореографическая лексика различается, мы подумали: а как бы нам так сделать, чтобы за Бунина отвечала я, а Костя будет несколько высмеивать мой спектакль или посмотрит на него с другой стороны?" Но лёгкое высмеивание, кажется, оказалось взаимным. Тот самый сон, о котором я писал выше, во второй части начинает походить на кошмарное видение. Как писал Куприн, "я гляжу на свой палец, и мистический ужас овладевает мной!" Резкие ломаные движения, характерные для современного танца, у иных скептичных зрителей вызывают ассоциации с психическим заболеванием. Или вовсе дают повод самодовольно воскликнуть: "Что курил автор?" Матулевский вначале как бы подыгрывает зрителю подобного типа. Иллюстрируемый скрежещущей, неуютной музыкой Курляндского мрачный мир, который можно наблюдать во второй части спектакля, очень похож на наши представления о психушке или казарме. Деревья и окна нарисованы мелом - так же, как и яблоки, которые снова оказываются символом другой жизни. Жизни, которая где-то там, по ту сторону. Только это уже не зрителю она снится, а расчеловечившимся персонажам. То ли и вправду перед нами психушка, пациенты которой почти забыли, что были людьми, то ли общество, в котором человеческого начала и не было никогда. Но вдруг пробудилось, и эти дикие существа ощущают в себе то же, что радовало и мучило персонажей первого действия. Пока человеческое выражается неумело, по-звериному, но уже похоже.
Полудикие существа начинают ощущать в себе человеческое. Фото Алексея Бычкова.
Источник: газета "Коммуна" |Б└√22 (26769) | Пятница, 23 марта 2018 года
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2018
|